Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Ао выборы председателя ликвидационной комиссии

Ао выборы председателя ликвидационной комиссии

Ао выборы председателя ликвидационной комиссии

Председатель ликвидационной комиссии

→ → → Добавить в «Нужное» Обновление: 9 августа 2017 г. В процессе ликвидации организации все функции управления переходят к ликвидационной комиссии ().

Руководит ликвидационной комиссией председатель, то есть фактически статус председателя ликвидационной комиссии приравнен к статусу руководителя организации. Обязанностью учредителей, которые приняли решение о ликвидации организации, является назначение ликвидационной комиссии (), при этом состав комиссии законодательством не регламентирован.

Может быть назначен как единственный ликвидатор, так и несколько человек во главе с председателем. В полномочия председателя ликвидационной комиссии, в частности, входят:

  1. розыск кредиторов и дебиторов и проведение расчетов;
  2. завершение процедуры ликвидации, подача пакета документов для регистрации факта ликвидации.
  3. распределение имущества между учредителями;
  4. увольнение работников;
  5. составление промежуточного, а затем ликвидационного балансов;
  6. уведомление о ликвидации, в том числе публикация информации в «Вестнике госрегистрации»;

При этом председатель ликвидационной комиссии подписывает документы, выступает в суде от имени организации, участвует во всех мероприятиях, связанных с ликвидируемой компанией.

Например, в случаях выездной налоговой проверки он будет представлять интересы компании.

Законодательство не ограничивает количественный состав комиссии и не указывает, какие должности должны занимать члены комиссии. Руководить ликвидацией может и учредитель, и независимое лицо, и любой из работников — директор, бухгалтер.

Но желательно не возлагать обязанности дополнительным соглашением к трудовому договору, так как в этом случае увольнение в связи с ликвидацией организации будет затруднено, ведь все расчеты надо провести до ликвидации, а ликвидационная комиссия работает до ликвидации. Кроме широкого круга полномочий на ликвидаторов возлагается обязанность возместить убытки, причиненные кредиторам или учредителям ().

Если установлено, что процедура ликвидации проведена с нарушениями, то существует возможность взыскания убытков с ликвидатора, который допустил это нарушение. Законодательство не содержит требование об однократности назначения председателя ликвидационной комиссии и требования, чтобы весь период ликвидации был бессменный председатель.

Тем более что процесс ликвидации может затянуться на несколько лет, ведь до 1 сентября 2017 г.

максимальный срок не ограничен.

Кроме того, у председателя могут быть причины личного характера или причины, от него не зависящие, например, болезнь. Процедура замены зависит от того, как оформлены полномочия – трудовым договором или гражданско-правовым.

Законодательство не регламентирует, как должны быть оформлены отношения между организацией и ликвидатором. Если заключен трудовой договор, то председатель ликвидационной комиссии может в любой момент уведомить в письменной форме об увольнении, согласно Трудовому кодексу достаточно волеизъявления работника (). Если заключен гражданско-правовой договор, то расторжение производится по условиям договора или согласно .

Инициаторами смены председателя могут быть и собственники организации, не удовлетворенные работой председателя. Поэтому возможность контроля и замены председателя желательно предусмотреть на стадии заключения договора. Причины смены председателя для регистрационного органа не имеют значения.

Важно уведомить о замене председателя ликвидационной комиссии, так как это лицо, которое действует от имени компании в период ликвидации.

Подается заявление при смене председателя ликвидационной комиссии по . Подписывает его новый председатель.

Также читайте:

Форум для бухгалтера: Поделиться:

Подписывайтесь на наш канал в

Полномочия председателя ликвидационной комиссии

5 маяПроцесс ликвидации юридического лица основывается на статье 63 ГК РФ.

Суть ликвидации в прекращении деятельности юридического лица. В данном случае в обязательном порядке назначается ликвидационная комиссия, которую возглавляет председатель. В полномочия председателя входит полное ведение ликвидационного процесса, в целях обеспечения, законности проведения процесса.☎ 8 (800) 350-20-41 — Бесплатная Консультация ЮристаПредседатель ликвидационной комиссии назначается протоколом.

Суть деятельности председателя заключена в контроле деятельности ликвидационной комиссии:

  1. Подписывает все необходимые документы.
  2. Контролирует процесс публикации объявления, о прекращении деятельности, проверяет правильность оформления данного объявления;
  3. Председатель следит за тем, чтобы после принятия решения о ликвидации, в течение четко определенного, законом установленного срока, было подано заявление в регистрационный орган;
  4. Формирует проверку оповещения всех кредиторов и сотрудников, в случае обнаружения нарушений указывает на это членам ликвидационной комиссии, чтобы те или же иные недостатки сразу же были устранены;
  5. Проверяет правильность составления ликвидационного баланса, помогает правильно установить очередность осуществления выплат;
  6. Проводит работу с комиссией по определению плана действий в сфере осуществления ликвидации;

Как мы имеем возможность видеть, деятельность председателя ликвидационной комиссии является весьма многогранной, тем не менее, она изначально связана с осуществлением детализированного контроля за деятельностью ликвидационной комиссии.☎ 8 (800) 350-20-41 — Бесплатная Консультация ЮристаНа заседании учредителей и участников организации производится процедура назначения ликвидационной комиссии, а также устанавливается четкий план действий. Фактически, комиссия, как и председатель, обязаны выполнить ряд действий, которые касаются поставленного плана.Существует четко проработанный процесс ликвидации предприятия, и нужно изучить законодательство по данному вопросу, чтобы все процессы осуществить правильно. Естественно, очень важным аспектом является подготовка к налоговой проверке, весь процесс налоговой проверки отражается документально.

Председатель ликвидационной комиссии обязан осуществить все действия, которые бы стали основой предоставления максимальной информации налоговой инстанции для осуществления выездной проверки или же проверки документов.Фактически, ликвидационная комиссия занимается всеми вопросами ликвидации, а компания в данном случае до определенного момента продолжает свою деятельность.

В обязанности ликвидационной комиссии также входит составление специализированного баланса, в котором указываются как активы предприятия, так и вся сумма задолженности.

Такой подход позволяет получить перспективы правильного распределения денежных средств, для погашения всех долговых обязательств.Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал и тогда Вы станете Мудрее всех!

Порядок увольнения председателя ликвидационной комиссии

Юридическое лицо (орган местного самоуправления) находится в процессе ликвидации. Из числа сотрудников создана ликвидационная комиссия.

Председателем ликвидационной комиссии является начальник данного юридического лица.

Каков порядок его увольнения? Какими законодательными актами это регламентируется? 04 Декабря 2015, 14:34, вопрос №1061199 Зоя, г.

Подольск Уточнение клиента Сложность вот в чём: кто должен подписать распоряжение о его увольнении? В его трудовой книжке кто должен расписаться? 04 Декабря 2015, 15:20

    ,

800 стоимость вопросавопрос решён Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (6) 19621 ответ 7802 отзыва эксперт Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.

Ставрополь Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. эксперт

Здравствуйте, Зоя!

Уточните, вы хотите сменить председателя ликвидационной комиссии или уволить его? 04 Декабря 2015, 14:37 0 0 получен гонорар 50% 113 ответов 47 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Москва Бесплатная оценка вашей ситуации Регулируется трудовым кодексом.

Основание — ликвидиция юридического лица.

В чем возникла сложность? Ликвидационная комиссия — полноценный орган управления юридического лица. П.1 ст. 81 ТК РФ. «Основанием прекращения трудового договора является инициатива работодателя (п. 4 ст. 77 Трудового кодекса). Следовательно, в трудовой книжке должна быть сделана ссылка на соответствующий пункт ст.
4 ст. 77 Трудового кодекса). Следовательно, в трудовой книжке должна быть сделана ссылка на соответствующий пункт ст.

81 ТК РФ (п. 5.3 Постановления Минтруда России от 10.10.2003 N 69 „Об утвержденииИнструкции по заполнению трудовых книжек“).

Исходя из этого, вносится запись о расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации» 04 Декабря 2015, 14:40 0 0 9,7 Рейтинг Правовед.ru 16324 ответа 7374 отзыва эксперт Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Москва Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. эксперт
  2. 9,7рейтинг

Здравствуйте, возможно Вам помогут следующие разъяснения из приведенного примера.

Акционером было принято решение о ликвидации общества, назначена ликвидационная комиссия, все полномочия переходят к ней. Что делать с генеральным директором, если он является председателем этой комиссии?

Нужно ли его увольнять, или он должен работать до даты окончания ликвидации?16 июня 2015Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:Трудовые отношения между акционерным обществом и его генеральным директором, избранным председателем ликвидационной комиссии, с момента назначения ликвидационной комиссии и до момента увольнения основываются на ранее заключенном трудовом договоре.

Издание каких-либо приказов, внесение записей в трудовую книжку при продолжении трудовых отношений не требуются.Обоснование вывода:Порядок ликвидации юридического лица регулируется гражданским законодательством, а именно ст.ст. 61-65, 104 ГК РФ, Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО).Отметим, что с момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Соответственно, с этого момента полномочия руководителя юридического лица прекращаются в силу закона (смотрите, например, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2014 № 18АП-12927/14, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2014 № 13АП-16534/14, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013 № 19АП-7233/09, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2013 № 13АП-23811/13). Но гражданское законодательство не распространяется на трудовые отношения (ст. 2 ГК РФ, ст. 5 ТК РФ), а назначение генерального директора АО председателем ликвидационной комиссии не может являться препятствием для расторжения трудового договора, заключенного с ним, по основаниям, предусмотренным ТК РФ.В соответствии с п.

1 части первой ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем. О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Расторгнуть трудовой договор до истечения указанного срока работодатель вправе только с согласия работника, выплатив ему в день увольнения дополнительную компенсацию (части вторая и третья ст. 180 ТК РФ).Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что основанием для увольнения работников по п. 1 части первой ст. 81 ТК РФ может служить решение о ликвидации юридического лица, то есть решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке (ст.

61 ГК РФ) (п. 28 постановления от 17.03.2004 № 2

«О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»

).Трудовое законодательство не определяет, в какой момент времени работник должен быть уволен в связи с ликвидацией организации, также не установлен трудовым законодательством специальный порядок увольнения руководителя организации в связи с ликвидацией организации. Анализ приведенных норм показывает, что назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) не влечет за собой обязательного расторжения трудового договора в день назначения такой комиссии.

Трудовые отношения между АО и его руководителем могут сохраняться после назначения ликвидационной комиссии и будут основываться на ранее заключенном и продолжающем свое действие трудовом договоре. Однако следует учитывать, что в силу п. 9 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а предприятие — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Иными словами, после внесения записи о ликвидации юридического лица в ЕГРЮЛ организация де-юре уже не существует.Учитывая содержание указанных нами норм в совокупности, можно сделать вывод о том, что генеральный директор АО может быть уволен по п.

1 части первой ст. 81 ТК РФ только после принятия решения о ликвидации и не ранее истечения двухмесячного срока предупреждения об увольнении (если сторонами трудового договора не согласован иной срок).Также в рассматриваемой ситуации трудовой договор может быть прекращен не только на основании п.

1 части первой ст. 81 ТК РФ, но и с учетом специфики правового статуса руководителя по п.

2 ст. 278 ТК РФ. Не исключается увольнение и по другим соответствующим ситуации основаниям, например по соглашению сторон (п. 1 части первой ст. 77 ТК РФ). Однако в любом случае расторжение трудовых отношений с руководителем АО оформляется до внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации общества.ГАРАНТ.РУ: Надеюсь, что смог Вам помочь в решении вопроса.
Однако в любом случае расторжение трудовых отношений с руководителем АО оформляется до внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации общества.ГАРАНТ.РУ: Надеюсь, что смог Вам помочь в решении вопроса.

Желаю успеха! 04 Декабря 2015, 14:43 0 0 171 ответ 64 отзыва Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Адвокат, г. Брянск Бесплатная оценка вашей ситуации Увольнение руководителя ликвидируемой организации должно происходить по тому же принципу, что и с остальными сотрудниками. В связи с этим вопрос прекращения полномочий директора решается учредителями или ликвидационной комиссией на собрании.

В результате возможно несколько вариантов увольнения руководителя: Генеральный директор передает свои полномочия председателю назначенной ликвидационной комиссии, после чего увольняется в день преступления ее к исполнению обязанностей. Ликвидатором назначается руководитель организации.

В таком случае он увольняется с момента вступления в права в новом качестве. Директор остается работать до момента завершения ликвидации и исключения компании из Государственного реестра (ЕГРЮЛ). Существует еще один вариант, когда руководитель организации является единственным учредителем.

При этом процедура ликвидации и увольнения становится проще и выполняется по порядку: Принимается решения о прекращении деятельности организации в удобном для директора режиме; Ликвидатором самостоятельно назначается единственный учредитель; Руководитель производит свое увольнение. Уволить себя можно и по Приказу в связи с ликвидацией и по собственному желанию.

В трудовой книжке руководитель организации подписывает лично, так как он является одновременно и увольняющим представителем и увольняемым сотрудником. Это соответствует действующему законодательству. Ликвидация общества считается завершенной, а общество – прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п.

Рекомендуем прочесть:  Найти работу в турцию

8 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ

«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

). До момента ликвидации общество обладает правоспособностью (п.

3 ст. 49 ГК РФ), а следовательно, может осуществлять права и обязанности работодателя в трудовых отношениях (ст.

20, ч. 1 ст. 22 ТК РФ). Что не понятно, спрашивайте, будем уточнять. 04 Декабря 2015, 14:49 0 0 2854 ответа 1394 отзыва Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.

Санкт-Петербург Бесплатная оценка вашей ситуации Здравствуйте Зоя! Юридическое лицо (орган местного самоуправления) находится в процессе ликвидации.ЗояУточните пожалуйста, какой орган местного самоуправления ликвидируется? Может вы имеете в виду ликвидацию учреждения?

Председателем ликвидационной комиссии является начальник данного юридического лица. Каков порядок его увольнения?ЗояНа всех работников, в том числе при ликвидации действует общий порядок увольнения предусмотренный ТК РФ, распоряжение об увольнении должен подписать работодатель, то есть то лицо, которое принимало работника на работу.

04 Декабря 2015, 19:02 1 0 получен гонорар 50% 1115 ответов 749 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Иванова Мария Юрист, г.

Оренбург Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. 749отзывов
  2. 1115ответов

Здравствуйте! кто должен подписать распоряжение о его увольнении?

В его трудовой книжке кто должен расписаться?ЗояПриказ должен подписывать председатель ликвидационной комиссии. Тот факт, что председатель комиссии и директор одно и то же лицо сути не меняет, закон не содержит запрета на возложение обязанностей председателя ликвидационной комиссии на директора. Каков порядок его увольнения?

Какими законодательными актами это регламентируется?ЗояКоллеги выше уже дали исчерпывающий ответ: ТК РФ. 04 Декабря 2015, 21:11 0 0 Все услуги юристов в Москве Гарантия лучшей цены – мы договариваемся с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Похожие вопросы 23 Января 2020, 12:33, вопрос №2657387 27 Января 2017, 09:37, вопрос №1514898 18 Октября 2016, 11:43, вопрос №1411546 08 Декабря 2016, 14:42, вопрос №1099819 11 Декабря 2015, 14:13, вопрос №488444 Смотрите также

Председатель ликвидационной комиссии: полномочия и обязанности

– процедура, требующая неукоснительного соблюдения положений действующего законодательства. Такая необходимость связана с тем, что процесс прекращения деятельности организации достаточно сложен. Кроме того, он требует не просто осуществления всех необходимых юридических процедур, но и строгого соблюдения их последовательности.

А в случае если учредитель или учредители предприятия нарушат ее или пропустят какие-либо шаги, предусмотренные законом в , например, ими не будет назначен председатель ликвидационной комиссии, регистрирующие органы вправе отказать в удовлетворении заявления о прекращении деятельности коммерческой компании и все придется начинать сначала. Кроме того, немаловажно, что такая ситуация может повлечь за собой не только временные и организационные, но и финансовые расходы, связанные, например, с необходимостью повторной оплаты государственной пошлины за оказание услуг.

Именно поэтому некоторые руководители компаний, приняв решение о ликвидации предприятия, прибегают к услугам специализированных организаций, которые за определенную плату готовы взять на себя все тяготы общения с регистрирующими органами. Однако, прибегая к услугам подобных специалистов, необходимо тщательно взвесить все плюсы и минусы такого решения. В частности, следует принимать во внимание, что финансовые расходы, связанные с осуществлением процедуры ликвидации при самостоятельной реализации всех необходимых действий, не так уж велики, а основную работу возьмет на себя ликвидационная комиссия.

При этом специализированная организация, готовая принять на себя большую часть такой работы по взаимодействию с органами государственной регистрации, потребует за свои усилия немалую сумму.

Вместе с тем внимательное и вдумчивое изучение законодательства, регламентирующего процедуру прекращения организацией своей деятельности, способно дать весьма четкое представление о том, какие действия необходимо осуществить учредителю или учредителям, принявшим решение об остановке работы предприятия. При этом в случае наличия каких-либо вопросов они всегда могут обратиться к изучению дополнительных источников, которые способны разъяснить сложившуюся ситуацию.

Первым шагом, который заинтересованному лицу стоит предпринять в процессе такого изучения, является ознакомление с главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая содержит все основные положения, регулирующие деятельность юридических лиц в нашей стране. Несколько статей данной главы специально посвящено порядку и требованиям к коммерческих организаций с указанием всех необходимых действий, которые требуется предпринять учредителю или учредителям.

Более внимательное изучение содержания этого раздела указанного нормативно-правового акта дает понять, что объем работы, который должны взять на себя учредители, принявшие решение об остановке деятельности коммерческой компании, не так уж велик.

В первую очередь им принадлежит прерогатива сделать основной шаг в этом направлении, приняв решение о ликвидации компании.

Такое решение должно быть зафиксировано соответствующим приказом или другим документом, с которым следует ознакомить всех сотрудников ликвидируемой организации. При оформлении приказа, фиксирующего факт прекращения работы компании, учредителю или учредителям необходимо учитывать, что, помимо самого факта ликвидации компании, этот приказ должен указывать сроки и порядок ее осуществления.

Кроме того, отдельный раздел документа следует посвятить вопросу назначения председателя ликвидационной комиссии.

В соответствии с пунктом 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, с момента его назначения председатель, осуществляя руководство деятельностью ликвидационной комиссии, получает весь объем полномочий, связанных с осуществлением деятельности компании в период ее ликвидации. Как правило, руководитель назначается из числа действующих сотрудников предприятия, которые должны быть поименно упомянуты в приказе с указанием должностей, занимаемых ими в компании.

Нередко функции и статус председателя ликвидационной комиссии принимает на себя сам руководитель организации, который в этой ситуации и будет заниматься организацией основных процедур, связанных с процессом прекращения работы юридического лица. Статус председателя подлежит отдельной фиксации в приказе благодаря тому, что на ликвидатора будут возложены особые полномочия по осуществлению действий и процедур, требуемых для остановки деятельности учреждения действующим законодательством. Таким образом, на него ложится ответственность за всю работу, осуществляемую членами комиссии в рамках своей профессиональной деятельности, и именно он подписывает документы, издаваемые этим органом.

В частности, в обязанности председателя входит проследить за тем, чтобы о решении о прекращении работы организации был уведомлен орган государственной регистрации, который осуществляет ведение и пополнение информацией основного федерального ресурса, содержащего сведения о коммерческих организациях Российской Федерации, – Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

В целях обеспечения сохранения актуальности информации, содержащейся в указанной базе, орган государственной регистрации после получения данного уведомления обязан немедленно внести сведения о том, что данная компании находится в стадии ликвидации, в Единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, эта компания будет исключена из общей численности действующих предприятий Российской Федерации, однако в течение она будет числиться в специальном столбце этого реестра, где фиксируются компании, прекращающие работу.

Кроме того, на председателя комиссии возлагается обязанность следить за соответствием процедуры, реализуемой его подчиненными, действующему законодательству. Так, в частности, статья 63 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет перечень шагов, которые должны быть предприняты органом, ответственным за организацию юридической процедуры, с целью прекращения предприятием своей деятельности.

Так, первым значимым шагом в этом направлении должно стать информирование кредиторов организации о том, что она прекращает свою работу. Смысл этого шага заключается в том, чтобы дать им возможность для предъявления имеющихся у них финансовых претензий в период, пока компания еще существует и способна их выполнить. Исходя из этой установки, комиссия осуществляет работу в этом направлении.

Необходимым компонентом такой работы, в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, является публикация в средствах массовой информации, определенных действующим законодательством для этих целей, . Кроме того, такое сообщение должно содержать исчерпывающую информацию, позволяющую идентифицировать данное учреждение всем контрагентам, когда-либо имевшим с ней дело: она включает полное и краткое наименования компании, ее идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), основной государственный номер (ОГРН), под которым она внесена в Единый государственный реестр юридических лиц, и другую информацию.
Кроме того, такое сообщение должно содержать исчерпывающую информацию, позволяющую идентифицировать данное учреждение всем контрагентам, когда-либо имевшим с ней дело: она включает полное и краткое наименования компании, ее идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), основной государственный номер (ОГРН), под которым она внесена в Единый государственный реестр юридических лиц, и другую информацию.

Кроме того, такое сообщение должно содержать описание порядка предъявления кредиторами финансовых претензий и сроков их предъявления. При определении этих сроков следует помнить, что Гражданский кодекс Российской Федерации предоставляет компании самостоятельно определить период времени, в течение которого будут приниматься финансовые претензии от контрагентов, однако пункт 1 статьи 63 ГК РФ требует, чтобы этот срок составлял не менее двух месяцев. Составив объявление, соответствующее требованиям действующего законодательства, председатель действующей ликвидационной комиссии направляет подписанную им заявку в средство массовой информации, в котором оно должно быть опубликовано.

Важно учитывать, что конкретные средства массовой информации, подлежащие использованию для компании, определяются действующим законодательством.

Так, в соответствии с Приказом Федеральной налоговой службы № САЭ-3-09/355@ от 16 июня 2006 года “Об обеспечении публикации и изданий сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации”, сведения о прекращении деятельности коммерческих компаний по решению учредителя или учредителей подлежат опубликованию в журнале “Вестник государственной регистрации”.

Помимо организации такой публикации, в полномочия председателя ликвидационной комиссии входит принятие других возможных мер, которые могут способствовать розыску кредиторов, перед которыми компания, прекращающая свою деятельность, имеет непогашенные обязательства.

В частности, ему следует организовать внимательное изучение его подчиненными финансовой документации этой компании.

В случае выявления непогашенных задолженностей кредиторам следует направить им письменные уведомления, содержание которых должно быть аналогично сообщению, опубликованному в журнале “Вестник государственной регистрации”. В частности, в таком письме должно содержаться уведомление о порядке предъявления финансовых претензий к компании и сроке, в течение которого такие претензии могут быть предъявлены.

Согласно сложившейся практике, подобные информационные сообщения направляются в форме письма с уведомлением о вручении и подписываются председателем ликвидационной комиссии.

В ожидании поступления финансовых требований к компании, объявившей о прекращении своей деятельности, обязанности председателя комиссии требуют организации начала работ по составлению ликвидационного баланса, отражающего инвентаризацию имеющегося имущества данной коммерческой организации. В данном финансовом документе необходимо отразить все имущество, подвергшееся инвентаризации, которое имеется у организации на момент составления приказа об остановке работы.

В отношении такого имущества может быть осуществлена продажа. По мере поступления финансовых требований от кредиторов их претензии следует вносить в составляемый ликвидационный баланс. При этом на данном этапе осуществления процедуры остановки работы организации составление такого баланса, отражающего состояние инвентаризации имущества, носит предварительный характер.

Тем не менее, председатель комиссии должен позаботиться о том, чтобы он был подписан учредителем или учредителями предприятия, которые тем самым подтверждают факт ознакомления с состоянием финансовых дел и проведением инвентаризации имущества своего учреждения.

После завершения срока принятия финансовых требований от кредиторов и инвентаризации организации председатель действующей ликвидационной комиссии в рамках своих полномочий должен осуществить все необходимые расчеты с кредиторами, доказавшими обоснованность своих материальных претензий в отношении имущества данной организации.

Завершение процедуры осуществления расчетов с кредиторами и инвентаризации имущества требует перехода к следующему этапу деятельности ликвидационной комиссии – составлению окончательного ликвидационного баланса имеющегося имущества. В этом документе должен быть отражен весь объем имущества, оставшегося в распоряжении организации после завершения всех расчетов и проведения инвентаризации.

В случае если такое имущество имеется в наличии, его необходимо распределить между учредителями компании в соответствии с достигнутыми между ними договоренностями.

Окончательный ликвидационный баланс после проведения инвентаризации имущества председателю ликвидационной комиссии необходимо представить на подпись учредителю или учредителям компании, а также ознакомить с его содержанием орган налоговой инспекции в соответствии с территориальной принадлежностью организации. Подтвердить свое ознакомление с окончательной версией баланса инвентаризации имущества территориальный орган Федеральной налоговой службы должен подтвердить постановкой на документе соответствующей отметки.

Этот документ со всеми необходимыми подписями и отметками об инвентаризации имущества должен стать одним из компонентов пакета, формируемого председателем ликвидационной комиссии для предоставления в регистрирующий орган.

Дело в том, что, в соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, коммерческая организация признается ликвидированной только в момент внесения соответствующей записи об этом факте в Единый государственный реестр юридических лиц. В свою очередь, для внесения этой записи государственные регистрирующие органы требуют предоставления всех документов, подтверждающих факт прекращения организацией своей деятельности, исполнения в пределах ее возможностей всех принятых на себя обязательств и инвентаризации имущества.
В свою очередь, для внесения этой записи государственные регистрирующие органы требуют предоставления всех документов, подтверждающих факт прекращения организацией своей деятельности, исполнения в пределах ее возможностей всех принятых на себя обязательств и инвентаризации имущества.

После формирования окончательного баланса председатель комиссии в рамках своих полномочий приступает к формированию пакета документов для предоставления в орган государственной регистрации. Помимо окончательного ликвидационного баланса, в этот пакет должно войти заявление о ликвидации предприятия, подписанное председателем ликвидационной комиссии.

При этом следует иметь в виду, что действующее законодательство не предусматривает возможности составления такого заявления в свободной форме – председателю ликвидационной комиссии необходимо заполнить специальную форму такого заявления.

Помимо оформления заявления, председателю ликвидационной комиссии необходимо позаботиться об оплате государственной пошлины за регистрацию факта ликвидации организации, поскольку, в соответствии с действующим законодательством, эта процедура является платной.

Размер этой пошлины установлен статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, данный раздел указанного нормативно-правового акта устанавливает, что размер пошлины за государственную регистрацию факта ликвидации организации взимается плата в размере 20% от стоимости внесения сведений о ней в Единый государственный реестр юридических лиц при ее формировании. В частности, такая пошлина в соответствии с указанной статьей составляет 4 тысячи рублей; таким образом, величина государственной пошлины за услугу по внесению в ЕГРЮЛ сведений о прекращении предприятием своей деятельности обойдется в 800 рублей.

В некоторых случаях регистрирующий орган может потребовать предоставления дополнительных документов, например, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, копии журнала “Вестник государственной регистрации” с опубликованным сообщением о прекращении деятельности юридического лица, документов, подтверждающих информирование государственных фондов, например, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования, об остановке деятельности учреждения.

В этом случае в полномочия председателя ликвидационной комиссии входит сбор и предоставление всех необходимых документов. После того, как все справки, свидетельства, квитанции и выписки, необходимые органу государственной регистрации для того, чтобы убедиться в том, что данное юридическое лицо фактически прекратило свою работу, собраны, он должен рассмотреть их и, если их состав и содержание окажутся удовлетворительными, принять решение о ликвидации организации.
После того, как все справки, свидетельства, квитанции и выписки, необходимые органу государственной регистрации для того, чтобы убедиться в том, что данное юридическое лицо фактически прекратило свою работу, собраны, он должен рассмотреть их и, если их состав и содержание окажутся удовлетворительными, принять решение о ликвидации организации.

Согласно действующему законодательству, подтверждением такого решения является внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Ликвидация: миссия невыполнима?

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив А.

КРАСНОПЕРОВАлександр Красноперов, юрист, г.

Уфа.Порядок формирования ликвидационной комиссии, входящей в систему избираемых коллегиальных органов акционерного общества, безусловно, имеет свои особенности.

При этом цель каждого из акционеров (группы акционеров) одна и та же — обеспечение своей руководящей роли в деятельности данного органа. Как в этих условиях добиться обеспечения защиты прав миноритарных акционеров? Без внесения поправок в законодательство не обойтись.Статус ликвидатораЛиквидационная комиссия согласно п.

2 ст. 21 ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон) во всех случаях не избирается, а назначается, в том числе и общим собранием акционеров. При этом решение о назначении ликвидационной комиссии должно быть принято одновременно с решением о ликвидации общества.

Между тем ГК РФ в ст. 62 использует иную терминологию, определяющую «многоходовую комбинацию» решения этого вопроса: «Учредители юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации.» Иными словами, сначала принимается решение о ликвидации, а только потом может быть принято решение о назначении ликвидационной комиссии.

Даже недавние корректировки ГК РФ, сделанные в связи с принятием Закона о государственной регистрации юридических лиц, не учли наработанный опыт законодательства о хозяйственных обществах, обязывающих принимать единое решение. Может быть, по этой причине в ст.

33 ФЗ «Об ООО» вопросы ликвидации общества и назначения ликвидационной комиссии разбиты на два самостоятельных вопроса.

Наряду с этим законодатель, внося в 2002 — 2003 гг. поправки в Закон, не дополнил п. 2 ст. 21 необходимостью утверждать общим собранием акционеров порядок и сроки ликвидации.

Это в нарушение ГК РФ определяет ликвидационная комиссия. Законом до сих пор не предусмотрена возможность назначения единоличного ликвидатора общества. Каков же правовой статус ликвидационной комиссии?

Согласно п. 3 ст. 21 Закона с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Следовательно, ликвидационная комиссия является органом управления, заменившим исполнительный орган с прекращением полномочий совета директоров.

Поскольку ликвидационная комиссия осуществляет управление всеми делами общества, для ее образования законодатель использует термин «назначается». Во многих случаях при назначении ликвидационной комиссии общее собрание акционеров принимает решение о кандидатуре председателя, поскольку генеральный директор по должности руководит работой правления.

Однако решение собрания о назначении председателя ликвидационной комиссии представляется спорным, поскольку не предусмотрено Законом, а в уставе раздел о ликвидации общества отсутствует.

Ликвидационная комиссия является органом коллегиальным или административным? Каков регламент ее деятельности? На практике можно встретить случаи, когда ликвидационная комиссия является административным органом.

Председатель комиссии единолично принимает необходимые решения и руководит работой комиссии путем дачи поручений. Протоколы заседаний комиссии отсутствуют.

А вот другой пример. ФАС ВСО в Постановлении от 05.11.2001 установил следующее: «При разрешении вопроса о наличии у гр. О. полномочий на подписание апелляционной жалобы на определение Арбитражного суда первой инстанции от имени ликвидационной комиссии, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение ликвидационной комиссии о назначении на должность председателем ликвидационной комиссии ОАО гр.

О. не имеет юридической силы. Данный вывод сделан судом на основании оценки протокола заседания ликвидационной комиссии.

Суд апелляционной инстанции посчитал, что при принятии решений на заседании ликвидационной комиссии участвовало в голосовании из шести ее членов лишь трое. Полномочия члена ликвидационной комиссии гр.

Т. не были признаны судом, поскольку она по приказу председателя ликвидационной комиссии была выведена из состава ликвидационной комиссии. Вместе с тем данные выводы суда являются необоснованными.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 48 Федерального закона «Об акционерных обществах» к компетенции общего собрания акционеров относится вопрос о назначении ликвидационной комиссии. Следовательно, разрешение вопросов о возможности (невозможности) исполнения обязанностей члена ликвидационной комиссии, назначенного общим собранием акционеров, также относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров.

Председатель ликвидационной комиссии полномочиями по исключению либо принятию в члены ликвидационной комиссии не наделен. Таким образом, полномочия члена ликвидационной комиссии гр.

Т. являются легитимными. Из материалов дела следует, что на заседании ликвидационной комиссии из семи ее членов присутствовало четыре.

Участвовало в голосовании по вопросам, включенным в повестку заседания, четыре члена ликвидационной комиссии. Поскольку действующее законодательство не предусматривает порядок голосования и принятия решений ликвидационной комиссии, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из аналогии Федерального закона «Об акционерных обществах», в частности статьи 67.

В данной статье предусмотрено, что председатель совета директоров избирается членами совета директоров из их числа большинством голосов от общего числа членов совета директоров общества. Решение о назначении на должность председателя ликвидационной комиссии гр.

О. принято большинством голосов («за» — 4 члена ликвидационной комиссии) и имеет юридическую силу. При наличии таких обстоятельств суд апелляционной инстанции неправомерно оставил апелляционную жалобу без рассмотрения». Правовые позиции суда позволяют сделать следующие выводы: — действующее законодательство не определяет регламент деятельности ликвидационной комиссии; — ликвидационная комиссия подобно совету директоров является коллегиальным органом, в котором каждый ее член имеет равный голос; — председатель ликвидационной комиссии избирается ее членами большинством голосов от общего числа членов ликвидационной комиссии; — решения ликвидационной комиссии оформляются протоколом; — прекращение полномочий члена ликвидационной комиссии возможно только на основании решения общего собрания акционеров.

К кому (ликвидируемому обществу или ликвидационной комиссии) должны предъявляться иски при отказе в удовлетворении претензии кредитора в период ликвидации общества?

Судебная практика о правоспособности ликвидационной весьма любопытна.

В письме ВАС РФ от 03.09.93 N С-13/ОП-272 сказано, что ликвидационная комиссия не является юридическим лицом. Если предприятие-кредитор считает, что ликвидационная комиссия необоснованно отклонила его требования к ликвидируемому предприятию, оно вправе до исключения последнего из Государственного реестра предъявить в установленном порядке иск к этому предприятию.

В п. 12 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50 указано, что руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) вправе подписывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заявления и совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции.

Следует признать за руководителем (председателем) ликвидационной комиссии право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав. На наш взгляд, правомерна позиция, высказанная в Постановлении ФАС ЗСО от 07.06.2000.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении иска отказано по тем основаниям, что иск предъявлен к юридическому лицу, которое находится в стадии ликвидации, а не к ликвидационной комиссии, которая от имени юридического лица должна выступать в суде. Согласно ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Из ч. 4 ст. 59 АПК РФ следует, что дела организаций ведут в арбитражном суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им законами и иными нормативными актами или учредительными документами.

Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Из п. 3 ст. 62 ГК РФ следует, что с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени юридического лица выступает в суде.

Таким образом, до прекращения существования юридического лица все приобретенные за период его деятельности гражданские права и обязанности сохраняются за ликвидируемым юридическим лицом, а ликвидационная комиссия является органом, к которому от предусмотренных уставом органов управления переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Следовательно, к ликвидационной комиссии не переходят гражданские права и обязанности ликвидируемого юридического лица, являющегося согласно ст. 44 АПК РФ ответчиком, к которому может быть предъявлено исковое требование.

Между тем в Постановлении от 17.08.2000 ФАС ПО по делу, в котором ответчиком является ликвидируемое общество, указал, что выводы арбитражного суда об отказе в иске по основаниям предъявления иска к ненадлежащему ответчику находит правильными, поскольку истец против того, чтобы произвести замену ответчика надлежащим или привлечь надлежащего ответчика в качестве второго ответчика, возражает. В соответствии со ст. 61 — 63 ГК РФ была создана ликвидационная комиссия, к которой перешли полномочия по управлению делами юридического лица.

От имени ликвидируемого лица в суде выступает ликвидационная комиссия. Таким образом, требования кредиторов ликвидируемого юридического лица могут быть предъявлены только к ликвидационной комиссии.

Вот так вот! Орган управления юридического лица заменил собой само юридическое лицо. Полагаем, что общее собрание акционеров, определяя порядок ликвидации, должно определить, если это не установлено уставом общества, и порядок деятельности ликвидационной комиссии. Как могут быть обеспечены права акционеров в процессе ликвидации общества?

В этот период прекращаются полномочия совета директоров и исполнительного органа, но полномочия счетной и ревизионной комиссий сохраняются.

То есть акционер (группа акционеров), владеющий более 10% голосующих акций, вправе инициировать проведение проверки финансово-хозяйственной деятельности общества, проведение собрания акционеров по вопросу о досрочном прекращении полномочий членов ликвидационной комиссии и избрании ее нового состава либо отмены решения собрания о ликвидации общества.Необходимо и достаточноПредставляется целесообразным дополнить и п. 1 ст. 91 Закона положением, согласно которому акционеры, владеющие 25 и более процентами голосующих акций, имеют доступ к протоколам заседаний ликвидационной комиссии общества. Это повысит контрольную функцию акционеров при ликвидации общества.

Предлагаем включить в перечень должностных лиц, чья ответственность перед обществом предусмотрена ст.

71 Закона, и членов ликвидационной комиссии (ликвидатора) общества. Общество и акционеры должны иметь право предъявления к ним иска за неразумные действия при осуществлении ликвидации. Им должны быть наделены и кредиторы общества.

Согласно п. 2 ст. 21 Закона вопрос о добровольной ликвидации и создании ликвидационной комиссии общества может быть вынесен на решение общего собрания акционеров советом директоров. Но п. 3 ст. 49 Закона в отличие от вопроса о реорганизации не включил ликвидацию в перечень вопросов, решение по которым собранием может быть принято только по предложению совета директоров. Как видим, Закон имеет внутреннее противоречие.

На практике рекомендуется воспользоваться диспозицией п.

3 ст. 49 Закона и дополнить перечень вопросов, инициируемых исключительно советом директоров, вопросом о ликвидации общества. Законодательно в целях обеспечения стабильности общества необходимо также дополнить п. 3 ст. 49 Закона упоминанием подпункта 3 п.

1 ст. 48 Закона. Это предотвратит авантюрные требования миноритариев о ликвидации общества. Необходимо скорректировать диспозитивную формулировку п. 3 ст. 49 Закона. В данной норме предлагается определить минимальный перечень вопросов, решение по которым собранием акционеров может быть принято только по предложению совета директоров, и установить возможность только дополнения этого перечня в уставе общества.—————————————————————————————¬ ¦ В Закон необходимо внести изменения ¦ +-T—————————-T——————————————————-+ ¦N¦ Норма Закона ¦ Новая редакция ¦ +-+—————————-+——————————————————-+ ¦1¦Пункт 2 ст.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+