Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Налоговое право - Бухгалтерский учет в сельском хозяйсттве при общем налогообложении

Бухгалтерский учет в сельском хозяйсттве при общем налогообложении

Бухгалтерский учет в сельском хозяйсттве при общем налогообложении

Особенности учета в сельском хозяйстве

72 Содержание страницы Специфика сельскохозяйственного производства в целом и по отраслям напрямую влияет на организацию бухгалтерского учета. Во многом он определяется размерами агрофирмы, видами деятельности, их числом и взаимосвязью. Система стандартных общеотраслевых нормативных актов бухгалтерского учета используется наряду с документами и актами, отражающими нюансы аграрного производства. Нормативная база бухгалтерского учета в сельском хозяйстве подразделяется на две части:

  1. общеотраслевая система нормативного регулирования;
  2. специфические нормативные акты сельскохозяйственной отрасли.

Нормативные акты применяются во взаимосвязи, нормы, заложенные в них, взаимно дополняют друг друга.

При ведении учета, разработке и принятии учетной политики играют роль равно общие и отраслевые требования. Основу правовой базы составляют федеральные законы и акты, в первую очередь ФЗ-402 от 6/12/11 о бухгалтерском учете, план счетов, утвержденный приказом Минфина №94н от 31/10/2000, ПБУ, иные общие нормативные документы. Отраслевые нормативные акты базируются на этих стандартных документах и позволяют «настроить» соответствующий учет:

  1. методические рекомендации по разработке учетной политики в сельхозорганизациях (утв. Минсельхозом 16/05/05).
  2. приказ Минсельхоза №792 от 06/06/03 (рекомендации по учету производственных затрат и калькулированию себестоимости продукции в сельхозорганизациях);
  3. приказ Минсельхоза №68 от 29/01/02 (рекомендации по составлению корреспонденций счетов в сельхозучете);
  4. приказ Минсельхоза №654 от 13/06/01 (сельскохозяйственный план счетов);
  5. методические рекомендации по бухучету в сельском хозяйстве, связанные с принятием ФЗ-402 (утв. Минсельхозом);

Изданы и утверждены Минсельхозом отдельные документы – «методички» по учету затрат и расчету себестоимости по отраслям («Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат и выхода продукции в растениеводстве», «Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат и выхода продукции в молочном и мясном скотоводстве»).

Сельскохозяйственное производство не ограничивается определенными размерами, формой собственности. Производителями сельхозпродукции могут быть и небольшие крестьянско-фермерские хозяйства и крупные агропромышленные комплексы.

Вместе с тем можно выделить общие особенности производственного процесса и рассмотреть их во взаимосвязи с бухгалтерским учетом.

Основой сельского хозяйства, важнейшим средством производства в аграрном секторе выступают земельные наделы.

Земля относится к основным средствам и является основным предметом, на который направлен труд. Однако у этого ОС есть особенности:

  1. участок физически нельзя куда-либо переместить;
  2. земельный фонд ограничен и уникален, его нельзя заменить другими, прогрессивными средствами производства, модернизировать, как другие основные средства.
  3. сама по себе не является результатом труда человека;
  4. не подвергается износу и не амортизируется;

Однако понятно, что границы земельных наделов могут быть изменены, а материальные затраты могут улучшить ее качества и производственную эффективность.

Синтетический учет земли ведется с использованием счетов 01, 08, как и по учету других ОС. Далее субсчета и аналитические счета применяются в соответствии со спецификой работы агрофирмы. Земли, занятые в производстве, делят на пашни, пастбища, занятые многолетними насаждениями (например, сады), сенокосные луга и пр.

Выделяют пары – освобожденные от насаждений земли с целью повышения плодородия.

Отдельно учитываются участки под зданиями и сооружениями и прилегающая к ним территория, лесопосадки, иные участки, принадлежащие агрофирме.

Отдельно выделяют земли в собственности, арендованные. Стоимость определяется обычно расходами по приобретению, но при определенных условиях в учете могут отражаться иные варианты, например, рыночная цена при безвозмездной передаче. Кстати говоря! Если земля относится к участкам сельхозназначения, применяется пониженная ставка земельного налога, не более 0,3% (ст.

394 п.1-1 НК РФ). В отличие от большинства промышленных производств сельскохозяйственная отрасль зависит от сезонных, климатических условий. В определенные периоды года выпуск продукции либо прекращается, либо снижается, доходы аграриев также снижаются.

Затраты при этом имеют место (заработная плата и отчисления персоналу, закупка материалов, техники). Часть затрат, например, на ремонты техники, отражают на счете 97, поскольку это расходы данного отчетного периода, относящиеся к будущим периодам. Другие затраты, в зависимости от их вида, отражают обычным способом (10, 11, 08, 26 и пр.).

Амортизировать ОС можно по сезону работы, а не по году (ПБУ 6/01 п. 19), однако такое правило действует только в БУ, в НУ его использовать нельзя. Циклы выращивания животноводческой и растениеводческой продукции не совпадают с календарным отчетным годом.

В текущем году в учете могут фигурировать затраты прошлых лет, вложения этого года для получения продукции будущего периода, затраты, понесенные в тот же год, когда получена продукция. Как правило, организуют раздельный учет на производственных счетах. В течение года продукцию учитывают по плановой себестоимости, а в конце года определяют фактическую и делают корректировочные проводки.
В течение года продукцию учитывают по плановой себестоимости, а в конце года определяют фактическую и делают корректировочные проводки.

Корректировки относятся на счет продаж (90) или на готовую продукцию (40, 43), в зависимости от того, продана продукция или нет; и нюансов рабочих проводок.

Продукция может использоваться не только на сторону, но и внутри того же производства или другого производства в рамках работы агрофирмы. Часть молока идет на выпойку телят, овощи — на корм молодняку (животные на выращивании и откорме), зерно частично отбирается на семена для следующего посева и т.п.

В бухгалтерском учете это отражается внутренними проводками на счетах (сч. 20 — по субсчетам растениеводства и животноводства, 10 — в разрезе субсчетов), списанием с кредита готовой продукции (сч. 40, 43) в дебет соответствующего производственного счета.

Разнообразие видов сельскохозяйственной деятельности отражается в учете и в использовании счетов БУ.

Пример: агрофирма занята выращиванием зерновых. Для обеспечения полей органическими удобрениями и в целях рационального использования зерновых функционирует птицеферма. Основное производство здесь — выращивание зерновых (сч.

20), а птицеферма будет вспомогательным производством (сч. 23). Если фирма занимается выращиванием поросят и производит ячмень на корм, свиноводческая деятельность будет основным производством, а кормовое производство – вспомогательным.

Рассмотрим характерные особенности плана счетов в сельском хозяйстве и его отличие от аналогичного общеотраслевого документа:

  • На субсчетах 10 счета, кроме общепринятых, учитываются отдельно удобрения, корма, семена.
  • К счету 08 могут открываться субсчета, отражающие приобретение участков, природных объектов, взрослых животных. Отдельно рекомендуется учитывать затраты на многолетники. Через отдельный субсчет проводится перевод молодняка в основное стадо.
  • На счете 20 несколько субсчетов отражают все отрасли основного производства: животноводство, растениеводство, промышленное сельхозпроизводство, счет 25 по ОПР имеет аналогичную структуру субсчетов.
  • Отдельный 11 счет с субсчетами предназначен для учета животных на откорме, выращивании. Субсчета учитывают виды животных, скот, переданный гражданам и принятый для продажи, скот на забой и переработку на сторону.
  • Разделение по видам производств характерно и для счета 43, учитывающего готовую продукцию.
  • По счету 90 предлагается структура субсчетов, учитывающая продажи растениеводческой, животноводческой продукции, промышленной сельхозпродукции и результата работы подсобных производств.
  • В состав субсчетов по счету 01 может включаться рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, земельные участки и объекты природопользования.

Особенности налогообложения сельского хозяйства

Каждое сельскохозяйственное предприятия стремится к экономическому росту. При этом одним из основных инструментов регулирования их экономического роста являются налоги.

Сельскохозяйственные товаропроизводители находящиеся как на общем, так и на специальных режимах налогообложения рассчитывают и исчисляют уплачиваемые налоги в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. В соответствии с НК РФ все организации, занятые производством какой-либо продукции, так и организации агропромышленного комплекса, производящие и реализующие сельскохозяйственную продукцию, обязаны платить налоги в соответствии с системой налогообложения, на которой находятся данные предприятия.
В соответствии с НК РФ все организации, занятые производством какой-либо продукции, так и организации агропромышленного комплекса, производящие и реализующие сельскохозяйственную продукцию, обязаны платить налоги в соответствии с системой налогообложения, на которой находятся данные предприятия.

В зависимости от выбранной системы налогообложения предприятия агропромышленного комплекса платят различные налоги, элементы которых, в некоторой степени, отличаются от элементов налогообложения не сельскохозяйственных товаропроизводителей. Для более подробного анализа различных системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей представим рис. 6.

Рис.

6. Характеристика общего и специальных режимов налогообложения, используемых предприятиями агропромышленного комплекса в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации1 Как видно из рисунка налогоплательщики являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями могут осуществлять свою деятельность, находясь как на общей системе налогообложения, так и на специальных режимах, таких как налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог и упрощенная система налогообложения. Находясь на общей системе налогообложения, сельскохозяйственные налогоплательщики уплачивают федеральные, региональные и местный налоги, каждый из которых отличается друг от друга по элементам, таким как объект, ставки, льготы, налоговый период и гак далее. Сельскохозяйственные товаропроизводители, находящиеся на общей системе налогообложения, уплачивают большое количество налогов.

Однако следует заметить, что существуют такие категории сель- скохозяйственных товаропроизводителей, которые осуществляют свою деятельность, находясь на специальных режимах налогообложения, таких как налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог и упрощенная система налогообложения. Рассмотрим особенности исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога сельскохозяйственными предприятиями. Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога организациями осуществляется в соответствии с главой 26 Налогового кодекса Российской Федерации и предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом и Таможенным кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество организаций.

Организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, уплачивают страховые взносы на обязательное социальное страхование в следующих размерах представленных в табл. 9. Таблица 9 Налоговые ставки при уплате страховых взносов сельскохозяйственными предприятиями перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога [8, с. 113] Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года Пенсионный фонд Российской Федерации Фонд социального страхования Российской федерации Фонды обязательного медицинского страхования Итого Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Выплаты в пользу работника 16% 1,9% 1,1% 1,2% 20,2 % Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) 1 выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70%.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. А налоговой базой в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Налоговым периодом признается календарный год, а отчетным периодом полугодие. Единый сельскохозяйственный налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке, которая устанавливается в размере 6%, процентная доля налоговой базы.

Организации по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по своему местонахождению.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а по итогам отчетного периода представляются не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода. Следует отметить, что налоги, которые не заменяет единый сельскохозяйственный налог, но организация является их плательщиком, взимаются в соответствии с общим режимом налогообложения. Уплата организациями единого налога предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное социальное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное социальное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сельскохозяйственные организации, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с общим режимом налогообложения.

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика, а налоговая база определяется как величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Ставка по единому налогу на вмененный доход предусмотрена в размере 15%.

Налоговым периодом признается квартал, а уплата налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25 числа месяца следующего за налоговым периодом. Подробнее характеристика упрощенной системы представлена в табл.

10. Таблица 10 Характеристика элементов при применении упрощенной системы налогообложения для сельскохозяйственных предприятий1 Элементы налога Характеристика Налогоплательщики Организации и индивидуальные предприниматели. Уплачиваемые налоги Взносы на обязательное пенсионное страхование, налог на добавленную стоимость при ввозе товаров через таможенную границу, земельный налог, водный налог, транспортный налог.

Налоговая база

  1. 1 .Доходы:
    • — Доходы от реализации;
    • — Внереализационные доходы.
  2. — Внереализационные доходы.
  3. — Доходы от реализации;
  1. — Расходы на командировки;
  2. — Расходы на ремонт основных средств;
  3. 2. Доходы, уменьшенные на величину расходов:
    • — Материальные расходы;
    • — Расходы на ремонт основных средств;
    • — Расходы на командировки;
    • — Расходы на оплату труда.
  4. — Расходы на оплату труда.
  5. — Материальные расходы;

Ставки

  1. 15% при объекте налогообложения, которым являются доходы уменьшенные на величину расходов.
  2. 6% при объекте налогообложения, которым являются доходы;

Налоговый период Год Отчетный период Первый квартал, полугодие, год Дата предоставления налоговой декларации Не позднее 31 марта, следующего за налоговым периодом.

Не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода Каждое сельскохозяйственное предприятия стремится к экономическому росту. При этом одним из основных инструментов регулирования их экономического роста являются налоги.

Сельскохозяйственные товаропроизводители находящиеся как на общем, так и на специальных режимах налогообложения рассчитывают и исчисляют уплачиваемые налоги в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Однако следует заметить, что для более эффективного анализа финансово-экономической деятельности необходимо проводить налоговый анализ, то есть определение уровня налогообложения предприятия.

Это проводится с целью оценки уровня налогообложения организации, а так же для выявления возможной оптимизации и планирования совокупных налогооблагаемых баз предприятия. В настоящее время возрастает значение налогового планирования и определения уровня налогообложения как фактора экономического роста хозяйствующих субъектов.

Под налоговым планированием на предприятиях агропромышленного комплекса понимается неотъемлемая часть управления его финансово-хозяйственной деятельностью в рамках единой стратегии его экономического развития, представляющая собой процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования. Возрастающая роль налогового планирования в условиях современного рыночного хозяйства определяется рядом факторов.

Потребность в налоговом планировании диктуется прежде всего двумя основными факторами: тяжестью налогового бремени для конкретного хозяйствующего субъекта и сложностью и изменчивостью налогового законодательства.

Планирование налогов и расчет уровня налогообложения является важным элементом деятельности любого сельскохозяйственного предприятия, так как позволяет выявлять возникающие проблемы, анализировать и использовать в будущем более рациональное распределение и использование различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта, а так же повышать финансовую устойчивость и значимость предприятия. Следует заметить, что отсутствие налогового планирования и отсутствие расчета уровня налогообложения ставит сельскохозяйственные предприятия в такое положение, когда они недостаточно полно понимают возможности развития бизнеса в более благоприятных условиях; оказываются в более слабой позиции по сравнению с другими участниками рыночной деятельности; не обеспечивают должной системности в своем развитии; могут допускать существенные ошибки в стратегическом развитии и реализации своей миссии.

Следует заметить, что для более эффективного анализа финансово-экономической деятельности необходимо проводить налоговый анализ, то есть определять уровень налогообложения предприятия. Этот анализ проводится с целью оценки уровня налогообложения организации, а гак же для выявления возможной оптимизации и планирования совокупных налогооблагаемых баз предприятия.

Проблема расчета уровня налогообложения сельскохозяйственных предприятий на протяжении многих лет является одной из важнейших и наиболее дискуссионных вопросов в теории и практике налогообложения предприятий, подходы к которому претерпевают изменения на различных исторических стадиях развития экономики России. В современной отечественной экономической литературе по-разному подходят к определению уровня налогообложения. Так, в современном экономическом словаре указано, что уровень налогообложения — это «мера, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования.

Количественно уровень налогообложения может быть измерен отношением общей суммы налоговых изъятий за определенный период к сумме доходов субъекта налогообложения за тот же период. A. В. Брызгалин дает следующее определение:

«На макроэкономическом уровне уровень налогообложения, который так же можно встретить в литературе как налоговое бремя или налоговый гнет — это обобщающий показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение обшей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту»

. Н.В. Миляков под уровнем налогообложения понимает для страны в целом отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта, а для конкретного налогоплательщика — отношение суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации.

B. Г. Пансков считает, что на уровне государства в качестве показателя уровня налогообложения следует использовать показатель отношения суммы уплачиваемых в стране налогов к внутреннему валовому продукту. В сборнике трудов СПбГУЭФ под редакцией проф. Б.М. Сабан-ти указывается, что понятие «уровень налогообложения» должно включать комплексную характеристику таких показателей, как: перечень налогов и сборов, ставки налогов, налогооблагаемую базу, механизм исчисления налоговой нагрузки на предприятии.

Д.Г. Черник считает, что «налоговая емкость (бремя, гнет, пресс) -наиболее обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и государства; величина, характеризующая долю налоговых отчислений в общем объеме производства и доходов, производная величина от реализуемой модели рыночной экономики. Определяется как отношение налоговых сборов к совокупному национальному продукту». Специалистами Центрального экономико-математического института Российской академии наук предлагается расчет уровня налогообложения по способу эффективной ставки, как отношение общей суммы налогов к добавленной стоимости, созданной предприятием, что характеризует общее налоговое бремя с точки зрения целесообразности инвестиций.

Таким образом, общепринятого определения понятия уровня налогообложения в зарубежной и отечественной экономической литературе нет. Проанализировав существующие в экономической литературе подходы к содержанию налогового бремени, необходимо дать определение этого понятия.

Под уровнем налогообложения на уровне хозяйствующего субъекта нами понимается относительный показатель, характеризующий долю начисленных налогов, рассчитанных с учетом требований налогового законодательства по формированию различных элементов налога.

Тяжесть налогообложения учитывает не только уровень налогообложения, но и прочие косвенные факторы, снижающие или повышающие этот уровень .

Несмотря на то, что процесс налогообложения и финансовая схема каждой сделки, налоговая политика каждой организации во многом уникальны и практические советы даются только в конкретном случае после предварительной экспертизы, мы считаем возможным перечислить основные факторы, оказывающим влияние на размер уровня налогообложения хозяйствующего субъекта:

  1. 2) льготы и освобождения, в том числе от исполнения обязанностей налогоплательщика;
  2. 3) основные направления развития бюджетной, налоговой и инвестиционной политики государства, влияющие напрямую на элементы налогов;
  3. 5) размещение бизнеса и органов управления хозяйствующих субъектов в оффшорах, в том числе в свободных экономических зонах, действующих на территории России.
  4. 4) получение бюджетных ссуд, инвестиционного налогового кредита, налогового кредита, рассрочек и отсрочек по налогам и сборам;
  5. 1) элементы договорной и учетной политики для целей налогообложения;

В настоящее время для более рационального хозяйствования многие хозяйствующие субъекты занимаются расчетом уровня налогообложения.

Рассмотрим подробнее методики определения уровня налогообложения для сельскохозяйственных предприятий. В настоящее время большое распространение получили методики М.Н. Крейниной, Е.А. Кировой, Т.К. Островенко, так как эти методики наиболее сближают финансовые показатели деятельности сельскохозяйственного предприятия и уплачиваемые налоги.
Островенко, так как эти методики наиболее сближают финансовые показатели деятельности сельскохозяйственного предприятия и уплачиваемые налоги.

Благодаря методике Т.К. Островенко можно рассчитать, как соотносится уровень налогообложения и экономические показатели путем отношения налога к источнику его уплаты. В экономической литературе предлагаются различные модели математически формализованного расчета налогового бремени, которые возможно сгруппировать в две основные группы:

  1. 2) мультипликативные.
  2. 1) суммовые;

Например, Д.А.

Козлов предлагает использовать суммовой метод расчета налогов в оперативной деятельности предприятий.

Уровень налогообложения определяется в данном случае в виде суммы, рассчитанных математическими методами налога на добавленную стоимость, взносов, налога на имущество и налога на прибыль.

Департаментом налоговой политики Минфина РФ разработана собственная методика, согласно которой уровень налогообложения принято оценивать отношением всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей продажи.

Согласно методике М.Н. Крейниной происходит сопоставление налога и источника его уплаты. Каждая группа налогов в зависимости от источника, за счет которого они уплачиваются, имеет свой критерий оценки уровня налогообложения.

Общий знаменатель, к которому в соответствии с данным подходом можно привести сумму всех налогов, — чистая прибыль предприятия. Таким образом, определяется уровень налогообложения, который показывает, во сколько раз суммарная величина уплаченных налогов отличается от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Предлагается исходить из ситуации, когда предприятия вообще не платят налогов, и сравнивать эту ситуацию с реальной.

Налоговое бремя М.Н. Крейнина предлагает рассчитывать по формуле (1): где В — выручка от реализации; С — себестоимость реализованной продукции за вычетом косвенных налогов; П — фактическая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия за вычетом налогов, уплачиваемых за счет нее. Данная модель явно недооценивает влияние косвенных налогов (налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и таможенных платежей) и предлагает в качестве базы для расчета уровня налогообложения показатель чистой прибыли, что на практике явно будет приводить к необоснованно завышенному значению величины уровня налогообложения. Крайне интересная модель расчета величины уровня налогообложения на предприятия предлагается А.

Кадушиным и Н. Михайловой. Уровень налогообложения, по их мнению, следует определять по отношению к добавленной стоимости, которая является источником дохода предприятия и, соответственно, источником уплаты налогов. Ранее нами уже отмечалось, что такие налоги, как налог на имущество, имеют своим источником более широкую базу, чем добавленная стоимость.

Однако этот показатель позволяет «усреднить» оценку уровня налогообложения для различных типов производства, т. е. обеспечивает сопоставимость уровня налогообложения для различных экономических структур, что является достоинством данной модели.

Валовая выручка представляется в виде следующей структуры компонентов, изображенных на рис. 7.

Рис. 7. Компоненты валовой выручки для расчета уровня налогообложения по методике А.

Кадушиной1 Поскольку долевое распределение представленных компонентов на различных предприятиях различно, авторы вводят следующие структурные коэффициенты: 1. доля добавленной стоимости в валовой выручке рассчитывается по формуле (2): где ДС — добавленная стоимость; В — выручка.

2. доля затрат на оплату труда в добавленной стоимости (зарплата с начислениями) рассчитывается по формуле (3): где ЗП — затраты на оплату труда; ДС — добавленная стоимость. 3. доля амортизационных отчислений в добавленной стоимости учитывает фондоемкость производства и рассчитывается по формуле (4): где АМ — амортизационные отчисления; ДС — добавленная стоимость. Таким образом, доля добавленной стоимости, которую организация должна, согласно действующей системе налогообложения, отдать государству в виде налогов и обязательных платежей, является функцией типа производства по критерию доли в составе валовой выручки материальных, трудовых или амортизационных затрат.

Недостатками формулы является то, что в ней не нашли отражения такие налоги, как, налог на имущество и другие; и как уже отмечено ранее, добавленная стоимость является не самой лучшей базой для расчета величины уровня налогообложения.

Кроме того, целесообразно рассчитывать фиксированные коэффициенты, основываясь на действующих ставках налогов, которые имеют тенденцию к постоянному изменению. Сторонницей мультипликативного метода расчета налогового бремени выступает также Е.А.

Кирова, предлагающая различать абсолютную и относительную налоговую нагрузку, то есть уровень налогообложения.

По ее мнению, абсолютная налоговая нагрузка — это налоги и взносы, подлежащие перечислению в бюджет и во внебюджетные фонды, т.

е. абсолютная величина налоговых обязательств хозяйствующих субъектов.

ВВ этот показатель включаются фактически внесенные в бюджет налоговые платежи и перечисленные во внебюджетные фонды обязательные взносы, а также недоимка по данным платежам.

В расчет абсолютной налоговой на1рузки не включается налог на доходы физических лиц и косвенные налоги, что уже критически рассмотрено нами выше. Е.А. Кирова предлагает исчислять относительную налоговую нагрузку путем соотнесения налоговых платежей и отчислений на соци альные нужды (абсолютной нагрузки) к вновь созданной стоимости, которая определяется путем вычета из добавленной стоимости амортизации.

На уровне отдельной организации вновь созданную стоимость предлагается исчислить следующим образом но формуле (5) и формуле (6): где ВСС — вновь созданная стоимость; В — выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг; М3 — материальные затраты; А — амортизация; ВД — внереализационные доходы; ВР — внереализационные расходы (без учета налоговых платежей); ОТ — оплата труда; СО — отчисления на социальные нужды; П — прибыль предприятия; ПП — налоговые платежи.

Относительную налоговую нагрузку (Дн) можно определить но следующей формуле (7):

где НП — налоговые платежи; СО — отчисления на социальные нужды; ВСС — вновь созданная стоимость. Таким образом, подход Е.А. Кировой не учитывает показатели фондоемкости, материалоемкости, трудоемкости продукции и доходность производства.

Достоинства методики заключаются в том, что она позволяет сравнивать налоговую нагрузку на конкретные предприятия, а также на индивидуальных предпринимателей, независимо от их отраслевой принадлежности. Положительным моментом предлагаемой методики является предложение учитывать в расчете недоимку по налогам. Важной методикой для расчета уровня налогообложения является методика департамента налоговой политики.

Согласно данной методики уровень налогообложения определяется отношением всех уплаченных налогов к выручке от продажи продукции, работ, услуг включая выручку от прочей реализации и рассчитывается по формуле (8): где ЫН — налоговая нагрузка; Н 06Щ- общая сумма налогов; В общ — общая сумма выручки от продажи.

Следующей важной методикой является методика Т.К.

Остро-венко. Автор выделяет для определения уровня налогообложения частные и обобщающие показатели.

Рассмотрим методику расчета обобщающих показателей в табл.

11. Обобщающие показатели налоговой нагрузки Таблица 11 1.

Налоговая нагрузка на доходы экономического субъекта НБД= ПИ /Вр 2. Налоговая нагрузка на финансовые результаты экономического субъекта НБф= НИ / ВБ средне. ГОД.» 3. Налоговая нагрузка на собственный капитал экономического субъекта ПБСК= НИ / СК средне, год.» 4.

Налоговая нагрузка на прибыль до налогообложения экономического субъекта НБП = НИ / П, 5. Налоговая нагрузка в расчете на одного работника экономического субъекта НБр= НИ / Р, где НИ — налоговые издержки; В р- выручка от реализации; ВБ срсднсгод.- среднегодовая валюта баланса; СК срсднсюд. — среднегодовая сумма собственного капитала; П — прибыль до налогообложения; Р — количество работников.

Для получения достоверной информации по уровню налогообложения хозяйствующего субъекта принято рассчитывать частные показатели налоговой нагрузки, которые представлены в табл.

12. Частные показатели налоговой нагрузки Таблица 12 1. Налоговая нагрузка на реализацию экономического субъекта НБр= НИр/ Вр, 2. Налоговая нагрузка на затраты по производству товаров (работ, услуг) экономического субъекта НБС= НИС/ Ср, 3.

Налоговая нагрузка на прибыль до налогообложения экономического субъекта НБфр= НИфр/ ФР.

4. Налоговая нагрузка на чистую прибыль и фонды специального назначения экономического субъекта НБчп=НИЧп/ЧП, где НИ р- налоговые издержки относящиеся на счета реализации В р — выручка от реализации; НИС — налоговые издержки, относящиеся на себестоимость проданных товаров; С р- Себестоимость; НИ фР.

— налоговые издержки, относящиеся на счета финансового результата; ФР — финансовый результат; НИЧп — налоговые издержки, относящиеся на чистую прибыль; ЧП — чистая прибыль. Таким образом, следует отметить, что все хозяйствующие сельскохозяйственные предприятия являются плательщиками различных налогов, в зависимости от того, какой налоговый режим они выбрали, будь то единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход или упрощенная система налогообложения. Вследствие этого каждое предприятие агропромышленного комплекса должно стараться оптимизировать налогооблагаемую базу и планировать свои налоги для определения уровня налогообложения, то есть налоговой нагрузки.

Для этих целей существует большое количество методик, такие как методика департамента налоговой политики, методика М.Н. Крейниной, методика Е.А. Кировой, методика Т.К. Островенко, так как эти методики наиболее сближают финансовые показатели деятельности сельскохозяйственного предприятия и уплачиваемые налоги.

Благодаря методике Т.К. Островенко можно рассчитать, как соотносится уровень налогообложения и экономические показатели путем отношения налога к источнику его уплаты.

На основе данных учетно-анлитической системы налоговых платежей федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Правительством РФ.

  1. Андреев И.М. Практика применения специальных налоговых режимов в 2005 году // Налоговый вестник. — 2005. — №12. — С. 71-74.
  2. Басалаева Е.В. Об эффективности государственного финансирования АПК // Фи нансы. — 2006. — №7. — С. 19-23.
  3. Басалаева Е.В. Об эффективности государственного финансирования АПК // Фи нансы. — 2006. — №7. — С. 19-23.
  4. Андреев И.М. Практика применения специальных налоговых режимов в 2005 году // Налоговый вестник. — 2005. — №12. — С. 71-74.

Бухгалтерские проблемы в сельском хозяйстве

В бухучете каждой отрасли существуют свои нюансы, не является исключением и сельское хозяйство.

О том, какие проблемы возникают у бухгалтеров сельхозпредприятий, рассказывает генеральный директор ЗАО АФ «Бизнес-Аудит», аттестованный аудитор из города Самары.Марина КОЛОМКИНАНачнем с началаСреди бухгалтеров бытует такое мнение: «Если знаешь учет в сельском хозяйстве, сможешь работать в любой отрасли». С этим трудно не согласиться.Производство продукции животноводства и растениеводства, их переработка, строительство, торговля, общественное питание, транспортные и другие виды услуг — вот «дежурный» набор видов деятельности обычного сельскохозяйственного предприятия.О каких проблемах в таком сложном хозяйстве говорить в первую очередь?

Ведь оно не оторвано от внешнего мира.

А это значит, что те проблемы, которые есть у коллег в производственных, строительных, торговых и других предприятиях, в полной мере присущи и аграриям. У последних ситуация усугубляется преимущественно тем, что:

  1. нехватка оборотных средств не позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям компьютеризировать учет, приобретать информационно-справочные системы, осуществлять подписку на профессиональные издания, посещать семинары, курсы повышения квалификации и т. п.
  2. в среднем у сельскохозяйственных предприятий минимум три–четыре вида деятельности;
  3. желающих работать за 2000–3000 рублей немного, особенно когда приходится выполнять работу за себя и «за того парня»: бухгалтера, экономиста, юриста;

Экономный бухучетВообще использование не унифицированных форм первичных документов — общая беда для сельских бухгалтеров. Они не могут «достучаться» до руководителей.

Обращаясь с просьбой приобрести новые бланки, в ответ слышат, что в архиве, на складе, в «подсобке» лежат неиспользованные бланки. И невдомек председателю, что закупались бланки лет 20 и более тому назад, а за время появились новые нормативные акты, новые формы документов.И, продолжая оформлять хозяйственные операции на старых бланках, предприятие подвергается определенным рискам: так, например, не будут учтены расходы по заработной плате, потому что табель учета рабочего времени (форма № 140-АПК) еще с 2004 года не должен применяться. А если эту форму продолжают использовать, то нарушаются как минимум нормы статьи 9 Закона «О бухгалтерском учете», а в худшем случае — статьи 252 главы 25 Налогового кодекса, так как данные расходы оформлены неправильно.

То же самое происходит и в случае с командировочными удостоверениями, служебными заданиями и отчетами по командировке, формами по учету основных средств, движению продукции, материальных ценностей.Проблема № 1: «первичная» Начать следует с самого простого: документального оформления хозяйственных операций.

Беспечность бухгалтеров в этом отношении связана с тем, что больше всего они боятся налоговых органов, которые «рублем» наказывают предприятия.

Налоговиков же в свою очередь больше волнует правильность исчисления налогоплательщиками налогов. Это значит, что если сельскохозяйственное предприятие находится на обычном режиме налогообложения, то есть платит налог на прибыль по ставке 0% с основного вида деятельности, то эти нарушения малоинтересны контролирующим органам. А поскольку наказания за занижение такой базы не будет, то тратить время на правильное документальное оформление не имеет смысла.

«ЕСХН-щики» медленно, но верно начинают перестраиваться в этом вопросе.Для многих нормой жизни является оприходование ТМЦ на основании счетов-фактур. Такое искажение в сознании бухгалтеров произошло с введением НДС и, соответственно счета-фактуры.

При этом начисто забыто, что этот документ является очень важным для принятия к вычету предъявленных сумм налога к возмещению. А ведь без оформления приходного ордера (форма № М-4) здесь не обойтись.

Горюче-смазочные материалы — основная статья расходов любой сельхозорганизации.

Государство, осознавая это, помогает предприятиям субсидиями.

Казалось бы, в первую очередь нужно решить все вопросы по этой теме: установить нормы списания ГСМ и документы по оформлению таких расходов.Однако понимания данной проблемы со стороны большинства руководителей и механиков нет. А значит, бухгалтерский аппарат воюет с ветряными мельницами, и если даже путевые листы унифицированной формы приобретены и составляются ежедневно, то многие реквизиты в них попросту не заполняются: маршрут следования, показания спидометра, остатки горючего и т.

д. А в этом случае отнесение расхода бензина к себестоимости может быть признано необоснованным, так как в результате не подтверждается производственная направленность затрат (ст. 252 НК). Предприятия, работающие на ЕСХН, начинают понимать это, потому что уже сегодня здесь затрагивается вопрос их налогооблагаемой базы и суммы единого сельскохозяйственного налога, а вот те, кто остался на общем режиме налогообложения, не торопятся с разбирательствами. Существует устойчивое мнение, что только с 1 января 2008 года проблема станет актуальной, потому что тогда налоговая ставка по налогу на прибыль для сельхозтоваропроизводителей, не перешедших на ЕСХН, по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельхозпродукции, будет установлена в размере 6%.

Но ведь сейчас к исполнению национального проекта в области АПК приковано пристальное внимание. Контролирующие органы (Счетная палата, КРУ Минфина) все чаще стали делать вывод о нецелевом использовании бюджетных средств, если они должным образом не оформлены.

И прежде всего идет речь о первичных документах.Однако не все специалисты понимают разницу между бухгалтерским и налоговым учетом. Многие и по сей день уверены, что налог на прибыль или ЕСХН можно начислить по данным бухгалтерского учета.Важным является и вопрос о нормах ГСМ.

В любом хозяйстве есть машины и тракторы с «нулевой» балансовой стоимостью, однако благодаря местным умельцам они по-прежнему эксплуатируются. Порой техника в 3–4 раза перерабатывает свой нормативный срок, и при этом бухгалтер продолжает руководствоваться нормами, рекомендуемыми Министерством транспорта. А ведь предприятие может самостоятельно (на основании контрольных заездов) рассчитать и утвердить приказом руководителя свои нормы расхода ГСМ.

Но редко кто это делает, ведь налоговым органам явно не понравятся повышенные нормы, а это вызовет новые споры. Крестьянин с таким положением дел мириться не согласен. Проблема № 2: законодательнаяПроблемы в области налогообложения у сельскохозяйственных товаропроизводителей возникают еще и потому, что законодатель в своих актах недостаточно четко оговаривает особенности налогообложения в данной отрасли.Рассмотрим ситуацию, обычную для всех плательщиков налога на прибыль.

Предприятие, занятое в отрасли выращивания крупного рогатого скота, реализует, во-первых, скот в живом весе (сельскохозяйственная продукция), во-вторых, свежее и охлажденное мясо крупного рогатого скота (продукция первичной обработки), а также занимается переработкой мяса (продукция вторичной переработки) и оказывает услуги по аренде. При этом активно пользуется кредитами, а значит, платит за них.Налог на прибыль от реализации первых двух видов продукции уплачивается налогоплательщиком по ставке 0%, а доход от реализации промышленной продукции и аренды подпадает под ставку 24%.

При расчете налогооблагаемой прибыли большинство предприятий под давлением налоговиков распределяют сумму процента за кредит между облагаемым и необлагаемым налогом на прибыль доходом пропорционально полученной выручке. И совершенно ясно, что большая часть внереализационных расходов (в нашем случае — процентов за кредит) будет относиться к доходам, полученным от реализации сельскохозяйственной продукции и продукции первичной переработки, и лишь небольшая их часть уменьшит облагаемый доход. Свою аргументацию инспекторы строят, ссылаясь на пункт 9 статьи 274 Налогового кодекса:

«.расходы организации от сельскохозяйственной деятельности при невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов организации от сельскохозяйственной деятельности в общей сумме доходов организации по всем видам деятельности»

.

То есть схема распределения расходов механически накладывается ими на распределение внереализационных расходов между видами деятельности, облагаемыми по разным ставкам.

Соответственно у предприятий, не согласных с этой позицией, возникают штрафы, пени. И не все готовы доказывать свою правоту в суде. Происходит все это из-за того, что в главе 25 Налогового кодекса не прописан четкий порядок распределения внереализационных доходов и расходов.Подтвердите растратыСейчас к исполнению национального проекта в области АПК приковано пристальное внимание.

Контролирующие органы (Счетная палата, КРУ Минфина) все чаще стали делать вывод о нецелевом использовании бюджетных средств, если они должным образом не оформлены. И прежде всего идет речь о первичных документах.Хотя есть и обратные примеры. Так, одно из сельскохозяйственных предприятий Самарской области сумело доказать свою правоту во всех трех судебных инстанциях по вопросу невключения в состав внереализационных доходов, облагаемых по ставке 24%:, стоимости безвозмездно полученного автомобиля, средств спонсорской помощи и сумм возмещения убытков от порчи сельскохозяйственных угодий (постановление ФАС ПО от 9 ноября 2006 г.

№ А55-4929/2006-44). Главными аргументами налогоплательщика были:

  1. и все это адекватно отражено в налоговой декларации (приложения 6, 7 к листу 02).
  2. на предприятии организован обособленный учет внереализационных доходов и расходов по сельскохозяйственной деятельности что подтверждено соответствующими налоговыми регистрами, при этом данный порядок прописан в учетной политике;
  3. полученные доходы обусловлены ведением сельскохозяйственного производства и использованы в основном виде деятельности. Так, автомобиль для служебных поездок специализирован в хозяйстве, что подтверждено путевыми листами, дополнительные средства в виде спонсорской помощи и возмещения убытков от порчи ценностей израсходованы на приобретение запчастей для ремонта сельскохозяйственной техники, оплаты ветеринарных услуг;

В данном случае бухгалтер с помощью аудиторов сумел организовать грамотный налоговый учет внереализационных доходов и расходов, и подготовленные им документы стали серьезным подспорьем для предприятия. Проблема № 3: заблужденьям нет концаОднако не все специалисты понимают разницу между бухгалтерским и налоговым учетом.

Многие и по сей день уверены, что налог на прибыль или ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог) можно начислить по данным бухгалтерского учета.Особенно ярко это непонимание проявилось на предприятиях, которые перешли на уплату ЕСХН, и перед ними сразу встал вопрос: как определить остаточную стоимость объектов основных средств в момент перехода на уплату ЕСХН по данным налогового или бухгалтерского учета? Заблуждения большинства бухгалтеров в данном вопросе связаны с ошибочным предположением, что к моменту вступления в силу главы 25 Налогового кодекса (к 1 января 2002 года), их предприятие, как и все сельхозтоваропроизводители, не являлось плательщиком налога на прибыль.

А это значит, по их мнению, что их не касались процедуры формирования базы переходного периода, в том числе и по основным средствам. И, вступив в период, когда начала действовать глава 25, они не вели налоговый учет по объектам основных средств. В итоге определение сроков полезного использования основных средств, приобретенных после 1 января 2002 года, производилось на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, которая была утверждена постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г.

№ 1 Здесь бухгалтерский и налоговый учет совпадали. По основным средствам, приобретенным до 1 января 2002 года, амортизацию продолжали начислять по данным бухгалтерского учета, то есть по-старому. И к моменту перехода на ЕСХН сельскохозяйственные предприятия имели остаточную стоимость основных средств, сформированную по разным принципам.

В результате предприятия занижают налогооблагаемую базу по ЕСХН, что и является причиной начисления штрафов и пеней.В заключение можно отметить, что проблем у бухгалтера в сельском хозяйстве всегда хватало.И решить их непросто, так как экономить приходится на всем.

Но выше голову, все ошибки можно исправить.С полным текстом использованных документов можно ознакомиться в СПС КонсультантПлюс.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+