Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Международное право - Декларация прав ребенка была принята в оон

Декларация прав ребенка была принята в оон

Декларация прав ребенка была принята в оон

Декларация прав ребенка

  1. Принимая во внимание, что народы Объединенных Наций вновь утвердили в Уставе свою веру в основные права человека и в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,
  1. принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство,
  1. принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения,
  1. принимая во внимание, что необходимость в такой специальной охране была указана в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и признана во Всеобщей декларации прав человека, а также в уставах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,
  1. принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет,

Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами: Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства.

При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка. Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство. Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения.

Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход.

Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание. Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния. Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании.

Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права. Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Всеобщая Декларация прав ребенка: экземпляры разных годов и их содержание

› › — это права взрослого человека, которые применяются по отношению к .

По российскому законодательству, все свободы и права человека гарантируются государством с момента появления на свет. Родители не могут запрещать своим чадам ходить в детский сад, а также поступать в колледжи, университеты, институты.

При желании малыши от восьми лет могут самостоятельно создавать общественные объединения.

Речь идет о любых организациях кроме политических и религиозных. на охрану здоровья, обучение, занятость, отдых. В этой статье подробно рассмотрена декларация прав ребенка. Что это, и для чего она нужна?

Этот документ был разработан английским социальным реформатором Эглантин Джебб.

Произошло это знаменательное событие в далеком 1924 году. Пятая Ассамблея Лиги Наций в Женеве 26 ноября приняла данный документ. Он состоял из пяти главных принципов. Они касались защиты прав несовершеннолетних. Организация, которая приняла эту декларацию, выступала против детского труда и рабства.
Организация, которая приняла эту декларацию, выступала против детского труда и рабства.

Согласно документу, категорически запрещались любые попытки торговли людьми, а также проституция несовершеннолетних. Документ помогал защищать права малышей.

Ассамблея в то время призывала всех членов данной организации руководствоваться основными положениями документа. Это давало уникальную возможность защитить людей, которым еще не исполнилось восемнадцать лет.

Таким образом была создана возможность улучшения благосостояния несовершеннолетних.

С момента создания и по сей день оригинал Женевской декларации хранится в городском архиве Женевы. На этом документе имеются подписи делегатов Ассамблеи.

Речь идет о создательнице столь важной бумаги Эглантин Джебб, а также других известных личностях — Януше Корчаке, Гюставе Адора. История документа начинается еще в далеком 1919 году. В Лондоне создательница декларации вместе со своей сестрой основала британскую организацию «Спасите детей».

Именно она и стала первой в своем роде организацией международного Фонда Безопасности несовершеннолетних. Основной ее целью было создание мощного международного альянса по защите малышей, которым еще не исполнилось восемнадцать лет.

Планировалось, чтобы он имел свои представительства даже в наиболее отдаленных уголках земного шара. Примерно через полгода в Швеции была основана первая в данной стране организация по защите и спасению малышей, которая имела название «Рада-Барнэн».

Над ее созданием трудились многие известные общественные деятели. Позднее, через один год, в швейцарском городе Женева был основан «Международный союз спасения детей».

Через три года была принята декларация по защите детей, разработанная Джебб Эглантин. Она была рассмотрена «Международным союзом спасения детей». А вот в ноябре 1924 года этот документ был официально одобрен и утвержден Пятой Ассамблеей Лиги Наций в городе Женева.
Нужно обратить внимание, что международный документ имеет пять основных принципов, они следующие:

  1. каждый ребенок может рассчитывать на предоставление средств, необходимых ему для нормального развития. В данном случае речь идет о том, что помогает развиваться не только физически, но и духовно.
  2. несовершеннолетний, который не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно, может рассчитывать на помощь других людей. Если он испытывает сильный голод, то он обязательно должен быть накормлен. Больному своевременно оказывается медицинская помощь. Ребенок, который ошибся, должен быть поправлен. А вот осиротевший или бездомный малыш обязательно должен получить приют и поддержку в непростой период своей жизни. Он должен получать помощь в тяжелое время. Имеет право расти в атмосфере тепла, любви и взаимопонимания. Его следует защитить от различных форм эксплуатации. Он должен воспитываться в сознании, что его наилучшие качества помогут другим людям;

В Организации Объединенных Наций с самого начала ее существования и основания в 1945 году дети, их главные права и благополучие всегда были в центре внимания.

Первым актом Генеральной Ассамблеи было создание Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).

Он по сей день считается одним из наиболее важных составляющих механизмов помощи детям со всего мира. Через три года после основания организации в принятой Всеобщей Декларации прав человека было отмечено, что малыши должны быть объектом особой помощи. В 1959 году существующий документ был дополнен и доработан.
В 1959 году существующий документ был дополнен и доработан.

Впоследствии приняли его новый вариант. В нем были зафиксированы все права ребенка в полном объеме.

Особое внимание необходимо уделить основному положению Декларации.

В нем идет речь о том, что человечество обязано дать детям все самое лучшее, что оно имеет. Эта бумага провозглашает десять социальных и правовых принципов.

Они касаются защиты и благополучия несовершеннолетних на международном уровне. В этом документе впервые было отмечено, что забота о детях и их защите считается основной обязанностью каждой молодой семьи. Иногда это может быть задачей отдельного государства.

Все человечество должно прилагать все усилия для того, чтобы заботиться о защите прав несовершеннолетних. Люди, которые трудились над разработкой документа, определили ответственность лиц, которые должны обеспечивать, учить и воспитывать несовершеннолетних, но по каким-либо причинам не делают этого.

К двадцатилетию принятия Декларации ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка.

В связи с этим был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых имелось предложение о рассмотрении в Комиссии по правам человека ООН проект .

Работа над данным текстом продолжалась на протяжении десяти лет. Была окончена в 1989 году через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка. Этот документ содержит пятьдесят четыре статьи.

Они учитывают все основные моменты, связанные с жизнью и положением несовершеннолетних в обществе.

Данная конвенция не только помогает развиваться, но и конкретизирует положения Декларации. В Декларации были изложены десять основных принципов, отражающих главные обязанности взрослых перед несовершеннолетними детьми:

  • каждый ребенок имеет права, которые абсолютно идентичны с правами сверстников. Они ни в коем случае не могут быть ущемлены, занижены или вовсе отменены;
  • дети, которым еще не исполнилось восемнадцать лет, имеют право на собственное достоинство и возможность развиваться не только нравственно, но и духовно, физически;
  • каждый малыш имеет право на мирную жизнь. В ней взрослые люди, в особенности, родители, должны учить его заботе и взаимопониманию.
  • малыши могут рассчитывать на государственную медицинскую поддержку и социальный уход. Это должно быть предоставлено матери детей. Особенно, когда она беременна или нуждается в государственной поддержке после родов. Каждый несовершеннолетний ребенок может рассчитывать на жилье и питание. Очень подробно данный документ рассматривает школьный возраст. Помимо этого, разъясняется необходимость постоянного контроля состояния детей, особенно из неблагоприятных, проблемных семей;
  • государство обязано заботиться о гражданах, проживающих на его территории. В данном случае речь идет о детях, которые еще не стали совершеннолетними. В обязанности родителей входит следующее: они должны дать всем своим детям имена;
  • права каждого малыша определяются как первостепенные в возможности получить необходимую помощь;
  • декларация защищает всех детей от жестокого обращения и эксплуатации. Несовершеннолетний ребенок ни в коем случае не должен привлекаться к выполнению работ, которые могут навредить его развитию и эмоциональной стабильности. Еще стоит обратить внимание, что к детям категорически запрещено ;
  • каждый ребенок может рассчитывать на совершенно бесплатное обучение. Дети имеют право играть и развиваться. Мать и отец обязательно должны учить их ответственности и полезности своему обществу;
  • неполноценные (психически или физически) дети обязательно должны быть окружены заботой и вниманием;
  • несовершеннолетние граждане могут претендовать на любовь со стороны родителей и государства, так как это является их правом;

На территории Российской Федерации действует порядок защиты прав детей, которым еще не исполнилось восемнадцать лет. Это позволяет предотвратить нарушение действующего законодательства.

Существуют отделы полиции по делам несовершеннолетних. Еще в нашей стране есть территориальные комиссии.

Данные организации взаимодействуют друг с другом. Они предпринимают определенные меры профилактики в отношении малолетних. В большинстве случаев нарушителями выступает не только семья, но и дошкольное учреждение, школа.

Они могут унижать, оскорблять, избивать детей, а также часто заставляют их делать всю грязную работу. Мнение экспертаМария ЛокшинаЭксперт по семейному праву с 2010 годаГосударством предусмотрена защита прав детей от деспотизма, произвола взрослых.

Речь идет не только о проблемных родителях, но и о воспитателях, учителях, преподавателях. Не каждый знает о том, что существует ответственность за нарушение прав детей.

Она бывает административной и даже уголовной. Если ребенок или полиции, то на тревожный сигнал обязательно отреагируют государственные органы, которые призваны защищать несовершеннолетних граждан нашей страны. Если будут выявлены факты, подтверждающие неправомерные действия, то на нарушителя будет заведено уголовное дело.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 938-66-24, Санкт-Петербург +7 (812) 425-62-38 Поделиться ВКонтакте Facebook Одноклассники Twitter Добавить комментарий Согласен на обработку персональных данных

Международные документы о правах ребёнка.

Конвенция ООН о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.

Лига Наций (прообраз ООН) в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка. Одним из первых шагов Генеральной ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Через два года, в 1948 г. Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая Декларация прав человека.

В ее положениях и положениях Международных пактов 1966г, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты. Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 г. Декларация прав ребёнка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство».

Декларация провозгласила, что

«человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет»

, гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества. Однако декларация (лат. Declaratia — провозглашение) не обязывает, не имеет обязательной силы, это рекомендация.

Новое время, ухудшающееся положение детей, требовало более конкретных законов, международных договоров по защите и обеспечению прав детей.

К 20-летию принятия Декларации прав ребенка, ООН провозгласила 1979 г. Международным годом ребенка. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 г Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник Адам Лопатка.

Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка. Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной ассамблеей ООО от 20 ноября 1989г, 26 января 1990г началось подписание Конвенции.

Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации ее двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств. В настоящий момент 193 страны либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней.

В настоящий момент 193 страны либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней. Только [США] и [Сомали] пока не присоединились к Конвенции (госсекретарь США Олбрайт от имени США в 1995 году подписала Конвенцию, но тогдашний Президент США Билл Клинтон не представил её для ратификации в Сенат). СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР — 13 июня 1990 г).

Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 г. После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого осуществляет в государствах-участниках комитет в составе десяти экспертов.

В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребёнка. В 2000 году приняты и в 2002 году вступили в силу два факультативных протокола к конвенции — об участии детей в вооружённых конфликтах (161 страна-участница на октябрь 2015 года) и о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии (174 страны-участницы на июль 2018 года).

В декабре 2011 года Генеральная Ассамблея ООН приняла третий факультативный протокол, который был открыт для подписания в 2012 году и вступил в силу в 2014 году, при достижении числа в десять стран-участниц.

Протокол предусматривает возможность рассмотрения Комитетом по правам ребёнка жалоб на нарушения Конвенции против стран-участниц протокола. На сентябрь 2016 года в третьем протоколе участвуют 28 стран от 20 ноября 1959 года Генеральная ассамблея провозгласила настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство. 10 принципов: Принцип 1. Ребенку должны принадлежать указанные в настоящей декларации права.

Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2. Ребенку законом или другими средствами должны быть обеспечены социальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. Принцип 3. Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство. Принцип 4. Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения.

Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие: с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовый и послеродовый уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилье, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5. Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом и социальном состоянии, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6. Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимания. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности.

Малолетний ребенок не должен быть разлучен со своей матерью.

Принцип 7. Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях.

Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию, и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, а так же сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Принцип 8. Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь. Принцип 9. Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Он не должен быть объектом торговли в какой бы то не было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возраста: ему не в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или задание, которые были бы вредными для здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10. Ребенок должен ограничиваться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Конвенция ООН о правах ребёнка.

Конвенция о правах ребенка.Конвенция ООН о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках.

Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Участниками Конвенции о правах ребёнка являются Святой Престол и все страны-члены ООН, кроме США, Южного Судана и Сомали. Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 44/25 от 20 ноября 1989 г. Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.

№ 1559–1. История создания. Одним из первых шагов по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (). Через два года, в Генеральной Ассамблеей была принята . В её положениях и положениях Международных пактов , касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.Но первым актом , касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в , в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство».

Декларация провозгласила, что

«человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет»

, гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.К 20-летию принятия Декларации прав ребёнка, провозгласила Международным годом ребёнка. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребёнка.

Автором первоначального проекта был польский профессор-международник А.

Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребёнка.Во время работы над Конвенцией и после её принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека — прав детей. Конвенция принята резолюцией 44/25 от , началось подписание Конвенции. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации её двадцатью государствами.

На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств.В 1995 году в пункт 2 статьи 43 Конвенции была внесена поправка, вступившая в силу в 2002 году.В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно отмечать, как .В 2000 году приняты и в 2002 году вступили в силу два факультативных протокола к конвенции — об участии детей в вооружённых конфликтах (158 стран-участниц на ноябрь 2014 года) и о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии (169 стран-участников на ноябрь 2014 года).В декабре 2011 года Генеральная Ассамблея ООН приняла третий факультативный протокол, который был открыт для подписания в 2012 году и вступил в силу в 2014 году, при достижении числа в десять стран-участниц. Протокол предусматривает возможность рассмотрения Комитетом по правам ребёнка жалоб на нарушения Конвенции против стран-участниц протокола. На ноябрь 2014 года в третьем протоколе участвуют 14 стран.

Преамбула.Государства — участники настоящей Конвенции, считая, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций, признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества является основой обеспечения свободы, справедливости и мира на Земле, принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,признавая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о правах человека провозгласила и согласилась с тем, что каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства,напоминая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь,убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества,признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания,считая, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности,принимая во внимание, что необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,принимая во внимание, что, как указано в Декларации прав ребенка,

«ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения»

,ссылаясь на положения Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») и Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов,признавая, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании,учитывая должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка,признавая важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, в частности в развивающихся странах,согласились о нижеследующем: Часть I.Статья 1.

Определяет понятие «ребёнок».Каждый человек до 18 лет считается, в соответствии с законом своей страны ребёнком и обладает всеми правами, заключёнными в данной Конвенции.Статья 2.

Предотвращение дискриминации. Каждый ребёнок, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии и социального происхождения обладает правами, предусмотренными данной Конвенцией и не должен подвергаться дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.Статья 3.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка. При принятии решений государство должно обеспечивать интересы ребёнка и предоставлять ему защиту и заботу.Статья 4.

Реализация прав. Государство должно осуществлять все права ребёнка, признанные данной Конвенцией.Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции.

В отношении экономических, социальных и культурных прав государства-участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов и, в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества.Статья 5. Воспитание в семье и развитие способностей ребенка.

Государство должно учитывать права, обязанности и ответственность родителей, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка при воспитании ребёнка, должным образом управлять и руководить ребенком и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.Статья 6. Право на жизнь, выживание и развитие. Каждый ребёнок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать его здоровое психическое, эмоциональное, умственное, социальное и культурное развитие.Статья 7.

Имя и гражданство. Каждый ребёнок имеет право на имя и на приобретение гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и рассчитывать на них.Статья 8. Сохранение индивидуальности. Государство должно уважать право ребёнка на сохранение своей индивидуальности и обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности.Статья 9.

Разлучение с родителями. Ребёнок не должен разлучаться со своими родителями, кроме тех случаев, когда это делается в его интересах. В случаях государственного решения о разлучении с одним или обоими родителями, государство должно предоставить всю необходимую информацию о местонахождении его родителей (кроме тех случаев, когда это может нанести вред ребёнку).Статья 10. Воссоединение семьи. Если ребёнок и родители живут в разных странах, то все они должны иметь возможность пересекать границы этих стран, чтобы поддерживать личные отношения.Статья 11.

Незаконное перемещение и возвращение.

Государство должно предотвращать незаконный вывоз детей из страны.Статья 12.

Взгляды ребенка. Ребёнок, в соответствии со своим возрастом имеет право сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем затрагивающим его вопросам.

С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка.Статья 13. Свобода выражения мнения. Ребёнок имеет право свободно выражать свое мнение, получать и передавать информацию, если только это не вредит другим людям, не нарушает государственную безопасность и общественный порядок.Статья 14.

Свобода мысли, совести и религии. Государство должно уважать право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.

Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц.Статья 15.

Свобода Ассоциации. Дети имеют право встречаться и объединяться в группы, если только это не вредит другим людям и не нарушает общественную безопасность и порядок.Статья 16.

Защита прав на личную жизнь. Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь.

Никто не имеет права вредить его репутации, а также входить в его дом и читать его письма без разрешения. Ребенок имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательства.Статья 17. Доступ к соответствующей информации.

Каждый ребёнок имеет право на доступ к информации. Государство должно поощрять средства массовой информации к распространению материалов, которые способствуют социальному, духовному и культурному, а также здоровому физическому и психическому развитию ребёнка, и запрещать доступ к информации, наносящей вред ребёнку.Статья 18. Ответственность родителей. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут равную ответственность за воспитание и развитие ребёнка.

Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей и обеспечивать развитие сети детских учреждений. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми.Статья 19. Защита от злоупотребления и небрежного отношения.

Государство должно защищать ребёнка от всех видов насилия физического или психологического, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, отсутствия заботы и от плохого обращения со стороны родителей или других лиц, в том числе помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых.Статья 20. Защита ребенка, лишенного семьи.

Если ребенок лишается своей семьи, то он вправе рассчитывать на особую защиту со стороны государства. Государство может передать ребёнка на воспитание тем людям, которые уважают его родной язык, религию и культуру.Статья 21.

Усыновление. Государство должно следить за тем, чтобы при усыновлении ребёнка неукоснительно соблюдались его интересы и гарантии его законных прав.Статья 22. Дети – беженцы. Государство должно обеспечивать особую защиту детям-беженцам, в том числе оказывать им помощь в получении информации, гуманитарную помощь и содействовать воссоединению с семьей.Статья 23.

Дети-инвалиды. Каждый ребёнок, неполноценный в умственном или физическом отношении, имеет право на особую заботу и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.Статья 24. Здравоохранение. Каждый ребёнок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.

Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.Статья 25.

Оценка при попечении. Государство должно регулярно проверять условия жизни ребёнка, находящегося на попечении.Статья 26. Социальное обеспечение. Каждый ребёнок имеет право пользоваться благами социального обеспечения, в том числе социальным страхованием. Эти блага по мере необходимости предоставляются с учетом имеющихся ресурсов и возможностей ребенка и лиц, несущих ответственность за содержание ребенка.Статья 27.

Уровень жизни. Каждый ребёнок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Родитель (и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.Государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить своим детям необходимые условия жизни.Статья 28.

Образование. Каждый ребёнок имеет право на образование.

В школах должны соблюдаться права ребенка и проявлять уважение к его человеческому достоинству. Государство должно следить за регулярным посещением детьми школ.Статья 29.

Цель образования. Образовательные учреждения должны развивать личность ребёнка, его таланты, умственные и физические способности, воспитывать его в духе уважения к своим родителям, понимания мира, терпимости, культурных традиций.Статья 30. Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению. Если ребёнок принадлежит к этническому, религиозному или языковому меньшинству, он имеет право говорить на родном языке и соблюдать родные обычаи, исповедовать религию и исполнять ее обряды.Статья 31.

Отдых и досуг. Каждый ребёнок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, а также на участие в культурной и творческой жизни.Статья 32. Детский труд.Государство должно защищать ребёнка от экономической эксплуатации, от опасной, вредной и непосильной работы.

Работа не должна мешать образованию, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. Статья 33. Незаконное употребление наркотических средств.

Государство должно сделать всё возможное, чтобы уберечь детей от незаконного употребления наркотиков и психотропных веществ, не допустить участия детей в производстве и торговле наркотиками.Статья 34. Сексуальная эксплуатация. Государство должно защищать детей от любых форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения. Статья 35. Торговля, контрабанда и похищение.

Государство должно всеми силами бороться против предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме. Статья 36. Иные формы эксплуатации.

Государство должно защищать ребенка от любых действий, которые могут нанести ему вред.

Статья 37. Пытки и лишение свободы. Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы. Каждый лишенный свободы ребенок имеет право поддерживать контакты со своей семьей, получать правовую помощь и искать защиту в суде.Статья 38.

Вооруженные конфликты. Государство не должно позволять детям до 15 лет вступать в армию или напрямую участвовать в военных действиях. Дети в зонах военных конфликтов должны получать особую защиту.Статья 39.

Восстановительный уход. Если ребёнок оказался жертвой жестокого обращения, конфликта, пыток или эксплуатации, то государство должно сделать все возможное, чтобы восстановить его здоровье и вернуть ему чувство самоуважения и собственного достоинства.Статья 40. Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних.

Каждый ребёнок, обвиняемый в нарушении закона, имеет право на основные гарантии, правовую и другую помощь.Статья 41.

Применение наивысших норм. Если законодательство отдельной страны защищает права ребёнка лучше, чем данная Конвенция, то следует применять законы этой страны. Часть II.Статья 42. Соблюдение и вступление в силу Конвенции.

Государства-участники обязуются, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей.Статьи 43-45. Комитет по правам ребенка. Статьи 43-45 рассказывают о Комитете по правам ребёнка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях, а также обязывают государства информировать детей и взрослых о принципах и положениях Конвенции. В целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в выполнении обязательств, принятых в соответствии с настоящей Конвенцией, учреждается Комитет по правам ребенка, который выполняет функции, предусматриваемые ниже.

Часть III.Статьи 46-54. Правила, касающиеся присоединения государств к Конвенции.Статьи 46-54 указывают на решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребёнка открыта для подписания всеми государствами, поэтому её участником смог стать и не являющийся членом ООН Святой Престол.Новаторство Конвенции заключается, прежде всего, в том объёме прав, определённых для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции.Правила, касающиеся присоединения государств к Конвенции и сроков начала их действия.

Оговорки, которые противоречат целям и задачам Конвенции, не могут быть допущены.Конвенция одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.

Подписана от имени СССР 26 января 1990 года, ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года (Постановление Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года № 1559-1).Ратификационная грамота подписана Президентом СССР 10 июля 1990 года, сдана на хранение Генеральному секретарю ООН 16 августа 1990 года.Конвенция вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года. ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 июня 1990 года №1559-1 О ратификации Конвенции о правах ребенкаВерховный Совет СССР постановляет:Представленную Советом Министров СССР на ратификацию Конвенцию о правах ребенка, принятую 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 года и подписанную от имени СССР 26 января 1990 года, ратифицировать.

Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)

См.

от 25 мая 2000 г. к настоящей Конвенции, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии См.

от 25 мая 2000 г. к настоящей Конвенции, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах Преамбула Государства — участники настоящей Конвенции, считая, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Организации Объединенных Наций, признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества являются основой обеспечения свободы, справедливости и мира на земле, принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, признавая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей прав человека и в Международных о правах человека провозгласила и согласилась с тем, что каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства, напоминая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь, убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества, признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, считая, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности, принимая во внимание, что необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях и ), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в ), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей, принимая во внимание, что, как указано в прав ребенка,

«ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения»

, ссылаясь на положения о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») и о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, признавая, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании, учитывая должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка, признавая важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, в частности в развивающихся странах, согласились о нижеследующем: Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе. Конвенция принята и открыта для подписания, присоединения и ратификации резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 44/25 от 20 ноября 1989 г.

Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 г. Конвенция подписана от имени СССР 26 января 1990 г., ратифицирована ВС СССР от 13 июня 1990 г. N 1559-I. Ратификационная грамота сдана на хранение Генеральному секретарю ООН 16 августа 1990 г.

Конвенция вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+