Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - К какому году все должны пройти спецоценку

К какому году все должны пройти спецоценку

К какому году все должны пройти спецоценку

Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!

Анонсы 5 октября 2020 Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца. 12 октября 2020 Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

, racorn / Depositphotos.com С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г.

№ 426-ФЗ «»; далее – Закон № 426-ФЗ).

Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет. 31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

Речь идет о так называемых безопасных, «несписочных» рабочих местах, то есть не указанных в . По сути к этой категории относится рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г.

№ 15-4/10/В-4010 «»). Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по .

Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (). Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ.

Получите бесплатный доступ на 3 дня! Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования.

То есть, , если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2020 года. И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция.

В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же . Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее. Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности.

При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (). Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией ().

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам. НАША СПРАВКА Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты ().

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

БЛАНКИ

  1. о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению
  2. об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
  3. труда государственным нормативным требованиям охраны труда
  4. на проведение специальной оценки условий труда
  5. рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда
  6. к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте

При составлении данного графика следует учесть следующее. По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет ().

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (). При этом закон позволял сделать это поэтапно. Исключение составляют рабочие места:

  1. работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу ;
  2. на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда ().
  3. тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им ;

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы ().

За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс.

руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (). Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (). Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др.

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения ().

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (, ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.). При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов.

Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (). Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены ().

По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (, ). По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

и инструкция по ее заполнению утверждены . В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета ().

Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления. Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации ().

Для этого нужно соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. ). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (, утв.

Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест ().

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки ().

В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха. В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии ().

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  1. об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  2. о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Это, в частности, и отчета о специальной оценке условий труда.

При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г.

№ 125-ФЗ «»). Для этого нужно отразить соответствующие данные в (утв.

приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381). Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам.

Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (, , ). Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками ().

А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (). Последняя актуализация: 19 февраля 2020 г. Документы по теме:

  1. Федеральный закон от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ «»
  2. Приказ Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н «»
  3. Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2014 г. «»
  4. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «»
  5. Приказ ФСС России от 26 сентября 2016 г. № 381 «»
  6. Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «»
  7. Приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020.

Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ. Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС».

Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д.

1, стр. 77, . 8-800-200-88-88 (бесплатный междугородный звонок) Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб.

3136), . Реклама на портале. Если вы заметили опечатку в тексте,выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

С 1 сентября спецоценку условий труда нужно проводить по измененным правилам

Опубликован Приказ Минтруда России от 27.04.2020 № 213н «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 27 декабря 2020 г. № 451-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»

.

В некоторые нормативные правовые акты Минтруда внесены поправки, касающиеся процедуры проведения СОУТ. Всё это связано с принятием Федерального закона от 27 декабря 2020 г. № 451-ФЗ. Указанным законом была усовершенствована процедура проведения спецоценки, внесены корректировки в правила применения её результатов, а также усилен контроль за внесением сведений о результатах СОУТ в Федеральную государственную информационную систему учёта результатов проведения СОУТ (далее — ФГИС).
№ 451-ФЗ. Указанным законом была усовершенствована процедура проведения спецоценки, внесены корректировки в правила применения её результатов, а также усилен контроль за внесением сведений о результатах СОУТ в Федеральную государственную информационную систему учёта результатов проведения СОУТ (далее — ФГИС).

Напомним основные нововведения, внесённые Законом № 451-ФЗ:

  1. установлено, что декларация соответствия условий труда также начинает действовать только после внесения информации в ФГИС. Ранее декларация считалась действительной со дня утверждения отчёта о спецоценке;
  2. работодателям запретили применять результаты СОУТ, пока сведения о них не появятся в ФГИС;
  3. закреплена обязанность организаций, проводящих спецоценку, по передаче в ФГИС определённых сведений и получению для предстоящей спецоценки идентификационного номера, который присваивается в автоматическом режиме и включается в отчёт о её проведении;
  4. в отчёт о спецоценке должны включаться замечания и возражения работника относительно её результатов, представленные в письменном виде. Работодатель обязан рассмотреть такие возражения и провести при необходимости внеплановую СОУТ.

Такие организации теперь должны каждый раз получать в ФГИС идентификационный номер предстоящей спецоценки. Сделать это нужно до начала соответствующих работ, но не позднее чем через пять рабочих дней со дня заключения с работодателем ГПД о проведении СОУТ.

Затем этот номер необходимо сообщить работодателю до начала выполнения работ по проведению спецоценки. Уведомление о получении идентификационного номера может быть направлено в адрес работодателя на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Кстати, идентификационный номер необходимо будет указывать на титульном листе отчёта о результатах проведения спецоценки. Установлено, что в целях выявления на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов работодателям дополнительно придётся представлять результаты, полученные при осуществлении следующих мероприятий:

  1. федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
  2. организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля за условиями труда;

Правда, все эти материалы предоставляются работодателем только при их наличии.

По новым правилам отчёт о проведении СОУТ должен быть составлен, подписан всеми членами комиссии и утверждён её председателем в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня его направления работодателю организацией, которая провела спецоценку. К отчёту о результатах проведения СОУТ необходимо будет прилагать замечания и возражения конкретного работника относительно результатов спецоценки, проведённой на его рабочем месте.

Да, можно. Организация, которая провела СОУТ, в течение тридцати календарных дней после передачи в ФГИС сведений о результатах проведения спецоценки вправе внести изменения в переданные сведения. Как известно, государственная экспертиза условий труда осуществляется в том числе для определения качества проведения спецоценки. Теперь проведение такой экспертизы может инициировать Роспотребнадзор в рамках мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Начало действия документа — 01.09.2020.

Специалисты лучшей компании для бухгалтера : Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».
Все для бухгалтера.

  1. © 2001–2020, Клерк.Ру.

18+

Спецоценка рабочих мест обязательна!

С начала 2020 года специальная оценка условий труда (СОУТ) стала обязательной для всех организаций.

Если раньше многие предприятия имели возможность вообще не проводить спецоценку, то теперь эта процедура стала законодательно установлена для всех. Что нужно знать работодателю про СОУТ, рассказываем в этой статье.В 2013 году был принят федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», который предписывал компаниям осуществлять СОУТ. Срочно провести спецоценку сначала обязывались предприятия с вредными условиями труда и некоторые другие, входящие в перечень.

Для остальных компаний обязанность проводить СОУТ была отложена до 31 декабря 2018 года.Теперь же спецоценка — обязательная процедура для любого работодателя. Обратите внимание, что без проведенной специальной оценки условий труда не будет принята бухгалтерская отчетность компании (информация о СОУТ должна быть отражена в отчете 4-ФСС).Согласно ТК РФ, работодатель обязан обеспечивать для своих сотрудников безопасные условия труда. Кроме всего прочего, одной из мер содействия такой безопасности является спецоценка рабочих мест, организовывать и финансировать которую также должен работодатель.Специальная оценка условий труда — это регламентированный комплекс последовательных мероприятий по идентификации вредных и/или опасных производственных и трудовых факторов.

СОУТ позволяет оценить уровень воздействия вредных факторов на сотрудников и учесть отклонения от установленных нормативов безопасности условий труда.Порядок проведения спецоценки регламентируется определенными нормативными актами. Так, общая информация содержится в ФЗ №426 «О специальной оценке условий труда»; методика проведения, правила составления отчета о проведении СОУТ, перечень вредных и опасных производственных факторов и прочая информация содержатся в приказах Минтруда №32н, №33н и №80н.СОУТ должна проводиться на всех рабочих местах сотрудников, с которыми оформлены трудовые отношения.

Спецоценка проводится работодателем совместно со специализированной организацией, занимающейся проведением СОУТ.Специалисты Lexintel помогут провести полный комплекс работ по СОУТ в Москве и Московской области. Мы проведем все необходимые подготовительные работы, осуществим оценку и анализ потенциально вредных и/или опасных производственных факторов, подготовим итоговый пакет документации по результатам проведенной спецоценки.

Звоните: +7 (495) 252-10-09.Не попадают под спецоценку рабочие места надомных и дистанционных работников, а также тех сотрудников, которые работают на физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.Если на предприятии типовые (аналогичные) рабочие места, то проводится оценка только 20% от общего количества, но не менее двух рабочих мест. Результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже 1 раза в 5 лет.

Однако существуют случаи, которые обязывают работодателя проводить СОУТ внепланово. Рассмотрим их ниже.В течение12 месяцев необходимо провести спецоценку, если:

  1. Изменился технологический процесс, было заменено производственное оборудование, что могло оказать влияние на уровень воздействия вредных и опасных факторов на работников;
  2. Были организованы и введены в эксплуатацию новые рабочие места;

В течение 6 месяцев необходимо провести внеплановую спецоценку, если:

  1. Изменились применяемые средства индивидуальной и коллективной защиты, что также может оказать влияние на уровень вредных воздействий на работников;
  2. На спецоценке мотивированно настаивают профсоюз компании или иные представительные органы работников.
  3. На рабочем месте произошел несчастный случай (не по вине третьих лиц) или было выявлено профессиональное заболевание, причиной которому стали вредные производственные факторы;
  4. Работодатель получил предписание от госорганов о проведении внеплановой спецоценки в связи с выявлением в ходе госпроверок каких-либо нарушений;
  5. Изменился состав применяемых материалов и сырья, что может оказать влияние на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов на работников;

Стоит помнить, что с 1 января 2015 года в законодательстве установлена ответственность в сфере охраны труда и оговариваются штрафные санкции за работу без СОУТ.Должностные лица и ИП должны будут выплатить до 10 000 рублей штрафа за непроведение СОУТ и нарушение государственных нормативных требований охраны труда.

Юридическим лицам в таких ситуациях грозит штраф в размере от 60 000 до 80 000 рублей.Более ощутимые суммы грозят тем работодателям, которые допускают работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обучения и проверки знаний по охране труда, а также без необходимых медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований: до 25 000 рублей для должностных лиц и ИП; до 130 000 рублей для юрлиц. То же самое касается и случаев, когда сотрудник допускается к работе при наличии медицинских противопоказаний.Также штрафными санкциями караются необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (до 30 000 рублей для должностных лиц и ИП, до 150 000 рублей для юрлиц) и повторное нарушение (до 40 000 рублей или дисквалификация до 3 лет для должностных лиц, такой же штраф или приостановление деятельности до 90 суток для ИП, до 200 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток для юрлиц).Основаниями для проверки являются обращения работников, профсоюзов, работодателей, а также органов исполнительной власти, органов ФСС и др.

Кроме того, поводом к проверке может стать решение суда.Как обезопасить себя от штрафных санкций? Доверьтесь профессионалам Lexintel — мы проведем СОУТ по всем правилам законодательства.

Запишитесь на бесплатную консультацию: Помогаем думать о бизнесе, а не о кадровой рутине. Мы — эксперты в предоставлении персонала и охране труда, первопроходцы аутстаффинга и аутсорсинга в России. Более 15 лет на рынке. Здесь мы делимся интересной и полезной информацией на тему кадрового делопроизводства, бизнеса и современных технологий в сфере кадров.

Что важно знать бухгалтеру о специальной оценке рабочих мест?

Закрыть Каждый год компания СКБ Контур проводит конкурс для предпринимателей «», в нем участвуют сотни бизнесменов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока. Благодаря конкурсу мы создали вдохновляющую коллекцию бизнес-историй, рассказанных людьми, которые превращают небольшие стартапы в успешные компании. Их опыт и cоветы будут полезны каждому, кто задумывается об открытии своего дела.

Для старта необходимы некоторые предварительные условия: идея, немного денег и, что самое важное, желание начать Фред ДеЛюка Основатель Subway

Выпуск № 22 Денис Шофшан 31 марта 2014 С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена специальной оценкой условий труда. В связи с этим вопросов у бухгалтеров много. Все ли должны проводить спецоценку?

Как быть, если уже проводили аттестацию? Изменились ли доп. тарифы? Информация актуализирована 25.03.2015 Денис Шофшан, налоговый консультант ООО «ФондИнфо» Порядок и условия проведения оценки определены Федеральным законом , который вступил в силу с 1 января 2014 года.

Проводится спецоценка условий труда согласно методике, утвержденной , который вступил в силу 8 апреля 2014 года. Это значит, что фактически специализированные организации получили право на проведение спецоценки условий труда только 8 апреля 2014 года. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников.

Подробнее о том, что такое спецоценка, можно ли затраты на ее проведение учесть в расходах, влияют ли результаты спецоценки на размер скидки по страховым взносам и др., смотрите в таблице в конце материала. Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели (вне зависимости от системы налогообложения и штатной численности работников). Более того, специальной оценке подлежат все рабочие места независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет.

Офисные рабочие места также подлежат спецоценке. Никаких исключений для них в законодательстве нет.

Прежде официальные органы тоже настаивали на проведении аттестации рабочих мест, если работник больше половины рабочего времени находится за компьютером (письмо Минтруда России ).

Специальную оценку можно не проводить лишь в отношении ():

  1. надомных работников;
  2. дистанционных работников;
  3. работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям ().

Если до 1 января 2014 года компания провела аттестацию рабочих мест, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения.

То есть спецоценку можно не проводить максимум до 31 декабря 2018 года.

Однако провести спецоценку вне плана нужно в следующих случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  1. наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
  2. изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  3. ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
  4. изменение технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  5. изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  6. произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  7. получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;

Можно провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест по собственной инициативе (п.

4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). С 2015 года доп. тарифы страховых взносов по сравнению с 2014 и 2013 годами повысились.

В табл. 1 указаны тарифы для организаций, которые не проводили ни аттестацию, ни спецоценку условий труда. 1. Размер дополнительных тарифов страховых взносов (если не проводились ни аттестация, ни спецоценка условий труда) Примечание. *Тарифы в ФСС и ФФОМС при этих условиях имеют нулевые значения.

Если же по результатам проведенной специальной оценки условий труда были определены классы (подклассы) условий труда, то с даты утверждения отчета о ее проведении следует применять дифференцированную шкалу доптарифов страховых взносов (см. табл. 2; и письмо Минтруда России ). 2. Дифференцированная шкала дополнительных тарифов страховых взносов (если установлены классы условий труда)

Результаты аттестации рабочих мест можно использовать в целях установления дифференцированных тарифов до 31 декабря 2018 года.

Для этого необходимо одновременное соблюдение четырех условий ():

  1. Срок действия аттестации еще не истек.
  2. Аттестацией установлено, что условия труда на рабочих местах являются вредными или опасными.
  3. Аттестационные документы оформлены по правилам, утв. Приказами Минздравсоцразвития России или .
  4. Результаты аттестаций отражены в документах, которые оформлены не позднее 31.12.2013 (письмо Минтруда России ).

Если результаты аттестации оформлены правильно, то в аттестационных документах должны быть отражены те же классы и подклассы условий труда, которые действуют сейчас. В этой части изменений в законодательстве РФ не произошло. Так, например, если проведенной аттестацией условия труда были признаны опасными, то на выплаты нужно начислять дополнительные взносы по тарифу 8 % (см.

табл. 2). Однако имейте в виду, что если по результатам проведенной аттестации условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то дополнительные взносы следует начислять по фиксированным ставкам: 6 или 9 %.

Применять нулевые тарифы в этом случае нельзя.

Снизить взносы до нуля можно только по результатам спецоценки (). Получается, что некоторым работодателям может быть выгодно скорейшее проведение специальной оценки условий труда в целях снижения тарифов страховых взносов. Учитывая, что результаты спецоценки условий труда влияют на применяемый тариф дополнительных страховых взносов, с 1 квартала 2014 года уточнена отчетность в ПФР в этой части.

Так, в квартальном расчете по форме РСВ-1 ПФР, утв. , можно выделить следующее:

  1. в раздел 4 добавлены графы 3 и 13, в которых отражаются доначисленные допвзносы, уплачиваемые на основании результатов спецоценки ();
  2. в раздел 6 подраздела 6.7 добавлена графа «Код специальной оценки труда». Значение этих кодов можно найти в приложении № 2 к Порядку заполнения расчета по форме РСВ-1 ПФР.
  3. раздел 2 дополнен новым подразделом 2.4, в котором отражаются сведения о страховых взносах по доптарифу в зависимости от класса (подкласса) условий труда, который установлен по результатам проведенной спецоценки;

Таблица 10 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года» раздела II расчета по форме-4 ФСС начиная с отчетности за I квартал 2014 года заполняется и представляется в обязательном порядке (п. 2 Порядка заполнения формы 4-ФСС).

Эта таблица уточнена в связи с введением специальной оценки условий труда. В таблице 10 отражаются данные о специальной оценке условий труда, а также о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах на начало года (, утв. Приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н).

Причем если у страхователя еще не истек срок действия аттестации рабочих мест по условиям труда, то таблицу нужно заполнять по результатам такой аттестации.

Вопрос Ответ Что такое специальная оценка? Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов ().

По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах () Кто должен проводить специальную оценку? Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям.

С такой организацией заключается договор гражданско-правового характера () Какие рабочие места подлежат специальной оценке?

Специальной оценке подлежат все рабочие места. Не оцениваются только условия труда (): — надомных работников; — дистанционных работников; — работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями Влияет ли спецоценка на размер скидки по страховым взносам на травматизм? Да, органы ФСС устанавливают скидку в зависимости от безопасности условий труда по результатам их специальной оценки (

«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

) Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки?

Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки или ее непроведение является нарушением трудового законодательства.

Руководитель (или иное должностное лицо) может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 5 000 до 10 000 руб., организацию могут оштрафовать на сумму от 60 000 до 80 000 руб.

При повторном нарушении размер санкций существенно увеличивается, также вместо штрафа должностных лиц могут временно дисквалифицировать, а деятельность организации приостановить .

Если на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. В этом случае возможно привлечение руководителя к уголовной ответственности по . Организация применяет общую систему налогообложения.

Можно ли при расчете налога на прибыль учесть затраты на спецоценку? Расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в составе прочих расходов (). Если доходы и расходы признаются методом начисления, то учесть их можно после приема работ по спецоценке ().

Если же доходы и расходы признаются кассовым методом, то расходы учитываются после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), см. Ф. Принимая во внимание, что расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены () Организации применяют специальные налоговые режимы (одна компания на УСН, другая на ЕВНД). Можно ли при расчете единого налога затраты на специальную оценку учесть в расходах?

Если организация применяет УСН с объектом обложения «доходы», то расходы на проведение спецоценки никак не повлияют на расчет единого налога (). При объекте налогообложения «доходы минус расходы» учесть затраты также не получится.

Дело в том, что такие затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые принимаются во внимание при расчете единого налога при УСН ().

Если компания платит ЕНВД, то расходы на проведение специальной оценки условий труда также на налог никак не повлияют, поскольку он рассчитывается из показателей по вмененному доходу () Можно ли расходы за специальную оценку зачесть в счет уплаты страховых взносов? Денежные расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм. Это предусмотрено приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н.

Зачесть можно максимум 20 % от суммы взносов

  1. Если по результатам спецоценки условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то компании необходимо представить в трудовую инспекцию по своему местонахождению специальную декларацию. Ее форма и порядок представления утверждены . Он зарегистрирован Минюстом России 22.05.2014 под № 32387 и вступил в силу с 08.06.2014. О том, как выбрать «оценщика» и подать декларацию соответствия, читайте .
  2. Расходы на спецоценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм, но не более 20 % от суммы взносов. Это предусмотрено , который зарегистрирован в Минюсте России 15.05.2014 под № 32284 и вступил в силу. О том, как за счет ФСС оплатить спецоценку условий труда и другие мероприятия по технике безопасности, читайте .

Выпуск № 22, март 2014 Специальная оценка рабочих мест Елена Кулакова Мария Скобелева Анна Тресвятская Анна Тресвятская Наталья Потапкина Мария Скобелева Александр Лавров Загрузить ещё

СОУТ (специальная оценка условий труда)

6 апреля 6 апреля 2020 Ведущий эксперт, главбух с 10-летним стажем Спецоценку рабочих мест необходимо проводить всем организациям и предпринимателям, которые заключили хотя бы один трудовой договор.

Исключение составляют надомники и дистанционные работники, чьи рабочие места не подпадают под СОУТ. Начиная с 2020 года, за отказ от специальной оценки действуют весьма существенные штрафы. Как их избежать, читайте в нашей статье.

Это комплекс мероприятий, цель которого — установить наличие вредных факторов на каждом рабочем месте и присвоить ему класс риска. Об этом сказано в статье 1 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон о СОУТ). Существует четыре класса риска:

  • Допустимый (2.0): есть опасные и (или) вредные факторы, но их воздействие не превышает уровни, установленные гигиеническими нормативами. Измененное функциональное состояние организма восстанавливается во время отдыха, к началу следующего рабочего дня или смены.
  • Опасный (4.0): уровни воздействия негативных производственных факторов способны создать угрозу жизни работника, а последствия — привести к развитию профессионального заболевания.
  • Вредный (3.0): уровни воздействия негативных факторов превышают норматив. Подразделяется на подклассы: первой степени (3.1), второй степени (3.2), третьей степени (3.3) и четвертой степени (3.4).
  • Оптимальный (1.0): опасные и (или) вредные производственные факторы либо совсем отсутствуют, либо находятся на безопасном для человека уровне. Созданы предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.

Результаты СОУТ используются, в числе прочего, при назначении скидок и надбавок к тарифу взносов «на травматизм» и доптарифов по пенсионным взносам.

Сотрудникам, которые трудятся на рабочих местах, отнесенных к вредному классу (подклассы 3.2, 3.3 и 3.4) или опасному классу, предоставляются дополнительные отпуска (ст.

ТК РФ). Для классов 3.0 и 4.0 предусмотрено повышение к зарплате в размере не менее 4% оклада или ставки (ст. ТК РФ). Есть и другие льготы.

Спецоценку в общем случае обязаны проходить все организации и индивидуальные предприниматели, нанявшие хотя бы одного сотрудника. Это следует из статьи Закона о СОУТ.

СОУТ не является обязательной для следующих категорий:

  1. работодателей — физических лиц без статуса ИП;
  2. организаций и ИП, не заключивших ни одного трудового договора;
  3. работодателей — религиозных организаций.

Все без исключения работодатели вправе отказаться от СОУТ в отношении рабочих мест надомников и дистанционных работников (ч. 3 ст. Закона о СОУТ). ВНИМАНИЕ. Вакантные места не подпадают под спецоценку.

Дело в том, что при отсутствии сотрудников проанализировать условия их труда невозможно. СОУТ проводится силами специализированной сторонней компании при участии комиссии, созданной работодателем.

В комиссию входят: представители работодателя и профсоюзной организации (если она создана на предприятии), специалист по охране труда (см.

«»). Также в нее нужно включить руководителя малого предприятия либо ИП.

Главой комиссии назначается сам работодатель или его представитель.

Специализированная сторонняя компания должны соответствовать следующим критериям:

  • В штате числится не менее 5-ти экспертов, имеющих сертификат на выполнение работ по спецоценке. Как минимум, один эксперт является врачом по общей гигиене (или по гигиене труда), либо врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
  • Получена соответствующая аккредитация.
  • СОУТ является основным видом ее деятельности.
  • Есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Перед началом процедуры необходимо составить график работ и перечень рабочих мест, подпадающих под специальную оценку. Форма этих документов свободная. СПРАВКА. СОУТ проводится в отношении рабочего места, а не должности.

Поэтому если один человек совмещает сразу несколько должностей, то нужно проверить, сколько рабочих мест он фактически занимает.

И каждое включить в перечень.

Далее проходят исследования в рамках СОУТ. По их итогам составляется отчет.

Его подписывают специалисты аккредитованной сторонней организации и члены комиссии.

Одновременно заполняется карта на каждое рабочее место (формы отчета и карты утв.

приказом Минтруда ). Сотрудников следует ознакомить с картой под роспись в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета.

В этот же срок сводные данные спецоценки надо опубликовать на официальном сайте работодателя (при его наличии). Плюс к этому оформляется декларация соответствия условий труда (форма и порядок подачи утв.

приказом Минтруда ). В нее входят сведения о рабочих местах, на которых вредные и опасные производственные факторы не выявлены, а условия труда признаны оптимальными и допустимыми.

Декларацию нужно представить в территориальную инспекцию по труду не позднее 30 рабочих дней после утверждения отчета по итогам СОУТ. Декларацию можно подать через интернет на сайте Роструда. Для этого ее необходимо подписать квалифицированной электронной подписью.

Последний этап проведения спецоценки завершился к 1 января 2020 года (ч. 6 ст. Закона о СОУТ). Подразумевается, что к этой дате все работодатели провели указанные выше мероприятия и своевременно сдали декларацию.

Когда следует назначить следующую процедуру СОУТ? В общем случае это нужно сделать не позднее, чем через 5 лет после утверждения отчета по итогам предыдущей спецоценки.

По завершении очередной спецоценки необходимо снова заполнить декларацию.

Но если в течение пятилетнего периода не было несчастных случаев и профзаболеваний, срок действия декларации автоматически продлевается еще на 5 лет. На этот же срок откладывается и очередная СОУТ. Документально подтверждать подобную отсрочку не нужно (письмо Минтруда ).

В 2020 году действуют особые условия.

Если срок действия результатов СОУТ заканчивается в промежуток времени с апреля по сентябрь 2020 года, то он продлевается до 1 октября 2020 года (постановление Правительства РФ ; см.

«»). ВАЖНО. При появлении нового рабочего места необходимо организовать внеплановую спецоценку. Сделать это нужно в течение 12-ти месяцев со дня, когда оно введено эксплуатацию. Начиная с 2020 года, применяется наказание за отсутствие СОУТ.

Ответственность предусмотрена частью 2 статьи КоАП РФ. Это предупреждение или штрафные санкции в следующих размерах:

  1. на ИП — от 5 000 до 10 000 руб.
  2. на руководителя организации — от 5 000 до 10 000 руб.;
  3. на организацию — от 60 000 до 80 000 руб.;

Закон не регламентирует стоимость процедуры.

Цена зависит от ряда факторов: условий рынка, размера организации, численности персонала и проч. В среднем СОУТ одного места обходится в сумму от 600 руб.

В большинстве аккредитованных компаний установлен нижний порог цены: даже если спецоценку нужно провести в отношении незначительного числа рабочих мест, например, одного или двух, за процедуру придется заплатить минимум 10 000 рублей. По общему правилу, финансировать весь комплекс мероприятий по специальной оценке условий труда должен работодатель.

Но он может возместить определенную сумму за счет взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+