Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Мгп отличия назначения

Мгп отличия назначения

. / Международное гуманитарное право

Международное гуманитарное право (право войны, право вооружённых конфликтов) — совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны. Международное право вооружённых конфликтов кодифицировано в Гаагских Конвенциях, Женевских Конвенциях о защите жертв войны 1949 г.

и Дополнительных Протоколах к ним 1977 г., резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и других документах. Отдельные ограничения, установленные международным гуманитарным правом, распространяются и на вооружённые конфликты не международного (внутреннего) характера.

В древности сначала все население завоёванной страны обращалось в рабство, потом одни только военнопленные.Тем не менее, уже в древности предпринимались попытки регламентировать право войны. В Средние Века католическая церковь запрещала употребление метательных снарядов, отравленного оружия и т.д. В установлении этой практики видную роль играло рыцарство, выработавшее правила добропорядочной войны (bonne guerre), основанных на понятии о рыцарской чести.

Война не начиналась без объявления; В течение XVII—XVIII веков в Европе создаются правила цивилизованной войны, отступление от которых требует всякий раз оправдания особыми соображениями военной необходимости (raison de guerre). В XIX веке проявилось стремление заменить шаткие и неясные нормы обычного права войны точными правилами, зафиксированными в международных договорах между руководящими державами.

Парижской декларацией 1856 г. были определены отношения воюющих и нейтральных держав в морской войне; Женевской конвенцией 1864 г.

была определена участь больных и раненых воинов во время сухопутной войны; Санкт-Петербургской конвенцией 1868 г. было запрещено употребление разрывных пуль.

Первым примером кодификации права войны стала полевая инструкция (Кодекс Либера), составленная в 1863 г.

во время Гражданской войны в США по поручению президента Линкольна, профессором Францем Либером и получившая, по обсуждении её в особой военной комиссии, законодательную санкцию.

Успешное применение её в войне с южными штатами вызвало всеобщее доверие к ней и навело на мысль о возможности создать инструкцию, которая могла бы быть принята всеми государствами, как обязательный международный закон.

По личной инициативе российского императора Александра II в 1874 г. была созвана Брюссельская конференция с целью кодифицировать правила ведения сухопутной войны. Был выработан проект «Декларации о законах и обычаях войны». Не имея обязательной силы в отношениях между государствами, брюссельская декларация оказала, однако, большое влияние на дальнейшее развитие права войны.

Не имея обязательной силы в отношениях между государствами, брюссельская декларация оказала, однако, большое влияние на дальнейшее развитие права войны. Огромное значение в развитии международного права сыграли Гаагские конференции мира. Именно на них были разработаны основные нормы международного гуманитарного права: • Запрещено использование многих видов оружия (в том числе ядов, снарядов больше определённого веса, зажигательных снарядов).

• Провозглашён принцип мирного разрешения международных споров и урегулирован порядок провозглашения войны и открытия военных действий. • Определены законы и обычаи сухопутной и морской войны, правила нейтралитета при их ведении.

• Распространены на условия морской войны требования Женевской конвенции 1864 года. Гаагские конвенции стали главными международными актами, регулирующими право войны и мира и действуют до сих пор. Новый этап в развитии международного гуманитарного права охарактеризовали Женевские конвенции 1949 года: • Женевская конвенция (I) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; • Женевская конвенция (II) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море; • Женевская конвенция (III) об обращении с военнопленными; • Женевская конвенция (IV) о защите гражданского населения во время войны; Данными актами были закреплены новые гуманные правила ведения боевых действий: закреплялся статус мирного населения, запрещалось уничтожение госпитальных судов на море, регулировался порядок взятия в плен, содержания в плену, условия труда военнопленных.
Новый этап в развитии международного гуманитарного права охарактеризовали Женевские конвенции 1949 года: • Женевская конвенция (I) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; • Женевская конвенция (II) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море; • Женевская конвенция (III) об обращении с военнопленными; • Женевская конвенция (IV) о защите гражданского населения во время войны; Данными актами были закреплены новые гуманные правила ведения боевых действий: закреплялся статус мирного населения, запрещалось уничтожение госпитальных судов на море, регулировался порядок взятия в плен, содержания в плену, условия труда военнопленных. Женевскими конвенциями были установлены международные обозначения лагерей военнопленных и полевых госпиталей.

Правовой статус государства, при котором оно воздерживается от действий, способных вовлечь его в международный военный конфликт. Территория нейтральных государств считается неприкосновенной. Воюющим сторонам запрещается использовать её для перемещения войск, военных грузов и для установки оборудования связи.

Запрещается проводить вербовку на территории нейтрального государства. Последнее, со своей стороны, обязано не допускать нарушения её нейтралитета со стороны воюющих государств. Данные государства не размещают на своей территории военных баз других государств, при этом они не лишены права на самооборону.

В настоящее время постоянно-нейтральными государствами являются Мальта, Туркменистан, Лаос, Камбоджа, Австрия, Швейцария.

—————— В международном гуманитарном праве проводится разграничение между комбатантами (сражающимися) и некомбатантами (несражающимися). —————— • личный состав регулярных вооружённых сил и включенные в них полувоенные или вооружённые организации, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включённые в состав вооружённых сил; • партизаны, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включая организованные движения сопротивления, если они отвечают 4 требованиям, приведённым выше; • население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками; • вооружённые участники национально-освободительных движений, борющихся против колониализма, расизма и иностранного господства в осуществлении своего права на самоопределение (только для стран-участниц Дополнительного протокола I 1977 г.).

—————— • личный состав регулярных вооружённых сил и включенные в них полувоенные или вооружённые организации, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включённые в состав вооружённых сил; • партизаны, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включая организованные движения сопротивления, если они отвечают 4 требованиям, приведённым выше; • население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками; • вооружённые участники национально-освободительных движений, борющихся против колониализма, расизма и иностранного господства в осуществлении своего права на самоопределение (только для стран-участниц Дополнительного протокола I 1977 г.). Военные журналисты, интендантский, военно-медицинский состав и военные юристы считаются некомбатантами, несмотря на то, что входят в состав вооружённых сил. Лица, действующие в целях получения материального вознаграждения, не являющиеся гражданами ни одной из сторон конфликта, не проживающие постоянно на их территории и не являющиеся лицами, направленными для исполнения служебных обязанностей, не могут претендовать на статус комбатанта и военнопленного.

В ряде стран наёмничество признаётся преступлением и подлежит уголовному преследованию. Следует проводить различие между наёмниками и добровольцами: последние участвуют в конфликте по идейным соображениям и являются комбатантами.

Согласно Первому Дополнительному Протоколу к Женевским Конвенциям наёмники не получают статуса комбатанта и военнопленного, но, тем не менее, с ними необходимо обращаться гуманно согласно ст.

3, общей для всех Женевских Конвенций.

Права и обязанности военнопленных регулируются IV Гаагской конвенцией 1907 г. и III Женевской конвенцией (принята в 1929 г., пересмотрена в 1949 г.). Необходимо заметить, что наёмники и шпионы вообще не имеют права на статус комбатанта, а значит, и военнопленного.

В соответствии с нормами международного гуманитарного права, любое лицо из состава вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом, то есть, его могут подвергнуть уголовному преследованию.

В отличие от шпиона, разведчик, то есть, лицо из состава вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте, которое от имени этой стороны собирает или пытается собирать информацию на территории, контролируемой противной стороной, не считается лицом, занимающимся шпионажем, если, действуя таким образом, оно носит форменную одежду своих вооружённых сил. Таким образом, в случае пленения разведчик имеет право на статус военнопленного.

Международное гуманитарное право содержит нормы, охраняющие журналистов во время войны. В зоне вооружённого конфликта могут работать две категории журналистов: • военные корреспонденты (ст.

4.A (4) III Женевской конвенции 1949 г.) • журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооружённых конфликтов (ст. 79 I Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г.) Согласно ст. 4 III Женевской конвенции 1949 г., военные корреспонденты обязаны удовлетворять следующим условиям: • являться представителями СМИ; • иметь аккредитацию в вооружённых силах; • сопровождать военные формирования; • не являться членами военных формирований.
4 III Женевской конвенции 1949 г., военные корреспонденты обязаны удовлетворять следующим условиям: • являться представителями СМИ; • иметь аккредитацию в вооружённых силах; • сопровождать военные формирования; • не являться членами военных формирований. Вопросы, связанные с защитой гражданского населения и гражданских объектов во время вооружённых конфликтов, регулируются Четвертой Женевской конвенцией и Дополнительными протоколами 1977 г.

В соответствии с этими документами запрещается: • делать мирное население, отдельных его представителей или мирные объекты целями ударов; • наносить неизбирательные удары (не направленные на конкретную военную цель или оружием, не допускающим возможность неизбирательного удара), а также удары, в результате которых можно ожидать избыточное количество жертв среди мирного населения по сравнению с достигнутыми военными успехами; • использовать голод среди мирного населения как средство войны; • наносить удары по объектам, имеющим важное значение для жизнеобеспечения мирного населения; • наносить удары по сооружениям, обладающим значительным энергетическим потенциалом (к таковым относятся плотины, дамбы, АЭС), если высвобождение этой энергии может привести к значительным потерям среди мирного населения (за исключением случаев, когда такие сооружения оказывают непосредственную поддержку вооружённым силам и нет другого разумного способа прекратить эту поддержку); В то же время, наличие гражданского населения в определённом месте не является препятствием для проведения военных операций в этом месте. Использование гражданского населения в качестве «живого щита» прямо запрещено.

IV Гаагская конвенция 1907 г. вводит норму, согласно которой право воюющих сторон применять средства поражения противника не является неограниченным. Согласно этой конвенции, а также дополнительным протоколам к Женевским конвенциям 1949 г., запрещено: • использовать яды или отравленное оружие; • убивать или ранить противника, который, положив оружие или не имея возможности обороняться, сдался; • отдавать приказ не оставлять никого в живых, а равно угрожать или действовать таким образом; • использовать оружие, боеприпасы или материалы, созданные с целью причинить излишние страдания; • употреблять не по назначению флаг перемирия, национальный флаг, знаки различия и униформу, равно как и эмблемы, определённые в Женевской конвенции; • уничтожать или конфисковывать собственность врага, если только это не продиктовано военной необходимостью; • наносить удары по незащищённым городам, селениям и зданиям; • объявлять приостановленными или лишёнными силы права или требования подданных неприятельской державы.

В Петербургской декларации 1868 г.

зафиксирована следующая идея: поскольку целью войны является ослабление противника путём выведения из строя как можно большего числа людей, то применение оружия, причиняющего бессмысленные страдания человеку, выведенному из строя, или делающего его смерть неизбежной, противоречит принципам гуманизма. Эта идея послужила основанием для запрета некоторых видов оружия и боеприпасов. Территория государства считается оккупированной, если фактическая власть на ней перешла в руки вражеской армии.

Вопросы, связанные с оккупацией, регулируются Гаагским положением 1907 года, IV Женевской конвенцией 1949 года и некоторыми положениями Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям, принятого в 1977 году. Оккупирующая держава не имеет права переселять часть своего населения на территорию, которую она оккупирует. Международным правом установлена не только личная ответственность за военные преступления и преступления против человечности, но также и командная ответственность.

Статья 86 I протокола к Женевским конвенциям 1949 года утверждает, что командир несёт ответственность за нарушения конвенций подчинёнными в том случае, если он знал о возможности совершения ими преступлений, но не принял необходимых мер для их предотвращения. После Второй мировой войны были проведены Нюрнбергский и Токийский процессы, имевшие целью наказание военных преступников нацистской Германии и милитаристской Японии.

Нюрнбергский процесс был организован державами-победительницами — СССР, США, Великобританией и Францией. В Токийском процессе, кроме вышеперечисленных, принимали участие также Австралия, Канада, Китай, Индия, Нидерланды, Новая Зеландия и Филиппины.

Таким образом, эти процессы были судами победителей над побеждёнными, на что указывают противники их легитимности. Международный трибунал по бывшей Югославии и Международный трибунал по Руанде были учреждены Советом Безопасности ООН для наказания лиц, совершавших преступления в ходе вооружённых конфликтов на территории бывшей Югославии и геноцид в Руанде соответственно. Важной особенностью Международного трибунала по бывшей Югославии является то, что он рассматривает дела о преступлениях, совершенных всеми сторонами вооружённых конфликтов в бывшей Югославии.

Для того, чтобы не создавать отдельный трибунал для каждого конфликта, в 1998 году было решено создать Международный уголовный суд, в компетенции которого находятся военные преступления, для которых определена универсальная юрисдикция.

В 2002 году договор о его создании вступил в силу, однако многие страны (включая Россию, США и Китай) не подписали или не ратифицировали его. Более того, США заключили со многими странами двусторонние соглашения о невыдаче американских граждан Международному уголовному суду (зачастую такие договоры содержали также встречное обязательство со стороны Соединённых Штатов не выдавать граждан второго государства).
Более того, США заключили со многими странами двусторонние соглашения о невыдаче американских граждан Международному уголовному суду (зачастую такие договоры содержали также встречное обязательство со стороны Соединённых Штатов не выдавать граждан второго государства).

Название Обновлен Размер 26 января 2020 3 МБ 26 января 2020 64 КБ Оцените статью

  • 5
  • 3
  • 4
  • 2
  • 1

Еще никто не проголосовал. Станьте первым!

ГИА по обществознанию

Международное гуманитарное право — совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающее обязательства государства по обеспечению, закреплению и охране этих прав. Права человека — это права, присущие самой природе человека, без которых он не может существовать как биосоциодуховное существо.

К ним относятся:

  1. политические права,
  2. свобода выбора места жительства,
  3. культурные права,
  4. право на жизнь,
  5. экономические права,
  6. презумпция невиновности,
  7. свобода совести,
  8. право народа на самоопределение вплоть до отделения и образования независимого государства,
  9. на гражданство (а, следовательно, на защиту государства),
  10. на честь и достоинство,
  11. право на достойное существование и право на развитие народа.
  12. равенство перед законом и судом,
  13. право на тайну переписки,
  14. неприкосновенность жилища и частной жизни,
  15. на свободу и личную неприкосновенность,

Источники современного международного гуманитарного права К источникам современного международного гуманитарного права относятся:

  1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
  2. Четыре Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.
  3. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.
  4. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.
  5. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. и другие многосторонние и двусторонние международные акты, многие из которых ратифицированы РФ.

Отраслевыми принципами МГП являются следующие:

  1. ограничение воюющих в выборе методов и средств ведения войны;
  2. защита жертв войны;
  3. ответственность государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права.
  4. защита интересов нейтральных государств;
  5. гуманизация вооруженных конфликтов — всеобщий и основополагающий принцип МГП;
  6. защита гражданских объектов;
  7. охрана природной среды в период вооруженных конфликтов;

Принцип гуманизации вооруженных конфликтов, в отличие от других принципов международного гуманитарного права, распространяется на все сферы вооруженной борьбы и означает обязанность соблюдения воюющими государствами (сторонами) системы норм, направленных на смягчение суровости и жестокости войны, на проявление человеколюбия к жертвам войны в процессе боевых действий. Принцип защиты жертв войны выражается в обеспечении воюющими сторонами правовой защиты жертв войны: раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, военнопленных, гражданского населения, т.е.

в предоставлении им такого статуса, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал бы насилие, издевательство, глумление над личностью.

Принцип защиты гражданских объектов означает сосредоточение усилий воюющих сторон на сохранении гражданских объектов, включая культурные ценности, недопустимости нападения на них в целях обеспечения безопасности и нормальных условий жизни гражданского населения. Принцип охраны природной среды в период вооруженных конфликтов включает систему мер, направленных на предотвращение, ограничение и устранение ущерба природной среде в период ведения боевых действий, недопустимость военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду, которые могут причинить ей обширный, долговременный и серьезный ущерб.

Принцип защиты интересов нейтральных государств означает соблюдение воюющими государствами норм, направленных на обеспечение в период международного вооруженного конфликта прав и законных интересов (правового статуса) государств, внешняя политика которых направлена на неучастие их в войне, а также отказ нейтральных государств от оказания помощи воюющим сторонам. Принцип ограничения воюющих в выборе методов и средств ведения войны означает применение воюющими сторонами только таких методов и средств нанесения вреда неприятелю, которые не противоречат международному праву.

Принцип ответственности государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права означает неотвратимость ответственности государств и индивидов за причинение вреда в период вооруженных конфликтов и совершение серьезных нарушений Конвенций 1-ГУ и Дополнительных протоколов I, II 1977 г., а также за совершение деяний, подпадающих под юрисдикцию Международного уголовного суда. Принципы МГП обеспечивают праву, применяемому в период вооруженных конфликтов, определенное единство и системность его норм. Эти принципы определяют цель, направления нормативного регулирования, его содержание и характер.

Без учета принципов не могут быть в полной мере поняты смысл и назначение конкретных правил ведения войны. Отраслевые принципы МГП не закреплены в каком-то едином или нескольких международно-правовых актах, как, например, основные принципы международного права.

Они вытекают из анализа всех договорных источников, применяемых в период международных и внутренних вооруженных конфликтов. В МГП выделяют 2 категории лиц, принадлежащих к вооруженным силам воюющих государств: сражающихся и не сражающихся.

Сражающиеся (комбатанты) — лица, входящие в состав вооруженных сил каждой из воюющих сторон и имеющие право непосредственно участвовать в военных действиях. Основным условием для признания лица комбатантом является возможность его законного участия в боевых действиях от имени и в интересах того государства, в ряды комбатантов которого включено данное лицо. В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г.

к комбатантам относятся:

  1. ополчение, добровольческие отряды как входящие, так и не входящие в состав регулярных вооруженных сил;
  2. лица, оказывающие помощь вооруженным силам, но участия в боевых действиях не принимающие;
  3. члены экипажей торговых судов и гражданских самолетов, оказывающие помощь сражающимся;
  4. личный состав регулярных вооруженных сил;
  5. личный состав движений сопротивления и партизанских формирований;
  6. население, которое при приближении противника взялось за оружие, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.

Партизаны и бойцы национально-освободительных движений являются комбатантами, если они:

  1. принадлежат к какому-либо военным образом организованному отряду, во главе которого стоит ответственное лицо;
  2. носят отличительные знаки;
  3. открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.

При соблюдении этих условий члены партизанских отрядов при попадании в плен признаются комбатантами.

  1. Не являются комбатантами наемники (см. гл. 18).
  2. Разведчики — лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, носящие военную форму и проникающие в расположение неприятеля в целях сбора сведений о нем для своего командования. Захваченные в плен разведчики пользуются статусом военнопленных. От разведчиков следует отличать лазутчиков (шпионов) — лиц, которые, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирают сведения в районе военных действий. На этих лиц режим военного плена не распространяется.
  3. Иностранные военные советники и инструкторы- это лица, входящие в вооруженные силы другого государства, которые в соответствии с международными соглашениями находятся в другом государстве для оказания помощи в освоении боевой техники и обучении личного состава вооруженных сил. Советники и инструкторы не участвуют в военных действиях. Советники обучают ведению боевых действий. Инструкторы помогают в освоении боевой техники. Однако если эти лица принимают участие в боевых действиях, они приравниваются к комбатантам.
  4. От наемников следует отличать добровольцев (волонтеров) — иностранных граждан, которые в силу политических или иных убеждений (а не из материальных соображений) поступают на службу в армию какой-либо воюющей стороны и включаются в личный состав вооруженных сил.

Комбатанты обладают особым правовым статусом:

  1. к ним самим может быть применено военное насилие, включая физическое уничтожение,
  2. комбатанты, попав в руки неприятеля, имеют право на обращение с ними как с военнопленными.
  3. за ними признается право применять военное насилие,

Режим военного плена — это совокупность прав и обязанностей удерживающей стороны и прав и обязанностей военнопленных. Согласно Женевской конвенции 1949 г.

удерживающая сторона должна содержать военнопленных в таких же условиях, как и собственных военнослужащих. Военнопленных нельзя привлекать к тяжелому труду. Военнопленных нельзя привлекать к труду на благо удерживаемого государства.

Военнопленные могут выполнять только те работы, которые содействуют их благу (только рядовые, а офицеры, по их желанию). Запрещается ставить на военнопленных эксперименты, изымать органы, даже если военнопленный подпишет бумагу на согласие. Пытки — запрещены. Нельзя применять унижающие человеческое достоинство обращение или наказание.

Военнопленные должны соблюдать дисциплину в местах их содержания, меры ответственности за нарушение дисциплины, не должны унижать их человеческое достоинство. Смертная казнь не может быть применена к военнопленным. Удерживающая сторона должна регистрировать военнопленных.

Информацию, которую можно требовать у военнопленных:

  1. Адрес родственников.
  2. Номер жетона;
  3. Ф.И.О.;

Никакой стратегической информации у военнопленных требовать нельзя.

На адрес родственников надо послать уведомление, что военнопленный не погиб, а находится в плену. Военнопленным можно писать родственникам письма. За военнопленными сохраняются все основные права человека, но некоторые права могут быть ограничены (на свободу, информацию, передвижение).

Режим военного плена прекращается после окончания войны. Военнопленные должны быть отпущены, за исключением тех, которые обвиняются в совершении различных преступлений. К некомбатантам относятся лица, входящие в состав вооруженных сил воюющей стороны, оказывают ей всемерную помощь в достижении военных успехов, но непосредственно не участвуют в военных действиях.

Главная черта правового статуса некомбатанта — неучастие в боевых действиях. Некомбатантами являются военный духовный и медицинский персонал, интенданты, военные корреспонденты, юристы и др. С одной стороны, эти лица не могут быть объектом военных действий противника, а с другой — могут применять имеющееся у них оружие только в целях самообороны и охраны вверенного им имущества.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+