Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Письмо о к заказчику направлении работников субподрядчика

Письмо о к заказчику направлении работников субподрядчика

Письмо о к заказчику направлении работников субподрядчика

Письма заказчиков о согласовании субподрядчика не доказывают реальность его привлечения

© theBERRY ООО «И» по договорам с несколькими организациями (заказчиками) приняло на себя обязательства по монтажу электрооборудования в рамках госконтрактов. Для выполнения комплекса строительно-монтажных, пусконаладочных работ в отношении электрооборудования компания привлекла ООО «К». По результатам выездной проверки ИФНС доначислила , НДС, пени и штраф, признав формальной сделку с ООО «К».

Инспекция установила, что контрагент по месту регистрации не находится, его уставной капитал равен 10 тысячам рублей и состоит из имущества в виде ноутбука. Среднесписочная численность работников 1 человек.

Сведения о зарегистрированных ККТ отсутствуют. Имущество и транспортные средства на балансе организации отсутствуют.

Денежные средства со счета контрагента перечислялись фирме, которая занимается посреднической деятельностью, а еще через ряд фирм — на личные счета физлиц, в том числе и руководителя ООО «К». При этом ни одна фирма, из участвовавших в цепочке расчетов, не имела материально-технической базы для выполнения спорных работ.

Компания оспорила решение в суде (дело № ), поясняя, что факт выполнения ООО «К» работ подтверждается актами о приемке выполненных работ и справками о стоимости выполненных работ, оплата работ производилась безналичным расчетом. В суд компания представила письма заказчиков о согласовании ООО «К» в качестве субподрядчика.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении иска, отклонив письма заказчиков и указав на отсутствие доказательств наличия у контрагента квалифицированных сотрудников, необходимых для выполнения работ. При этом суды установили наличие необходимого персонала, а также разрешительных документов, позволяющих выполнить данные виды работ, у самого истца.

Более того, работники налогоплательщика пояснили, что для проведения пуско-наладочных и приемо-сдаточных работ электрооборудования субподрядчики не привлекались, поскольку компания выполняла работы самостоятельно.

Судья ВС (306-КГ15-16461 от 05.12.2016) отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

Привлечение субподрядчиков (соисполнителей) для исполнения контрактов в рамках 44-ФЗ

Автор: Кирилл Чагин Дата: 24.04.2017 Привлечение субподрядчиков (соисполнителей) для исполнения с заказчиками является распространенной практикой в деятельности различных хозяйствующих субъектов.

Как правило, такое привлечение имеет место при выполнении договоров подряда (привлечение субподрядчиков) и договоров возмездного оказания услуг (привлечение соисполнителей).

В отношении договора подряда говорится о том, что

«если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков)»

1, а в отношении договора возмездного оказания услуг сказано, что «если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично»2. Кроме того, возможность привлечения субподрядчиков или соисполнителей допускается в отношении договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ3. В самом 44-ФЗ также имеются два отдельных положения, которые касаются привлечения субподрядчиков или соисполнителей.

Рассмотрим их подробнее.

  1. Возможность для заказчика требовать обязательное привлечение субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП и СО НКО.
  2. Обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) в отдельных случаях предоставлять заказчику информацию о соисполнителях и субподрядчиках

Правовые особенности привлечения субподрядчиков в строительстве

6 августа 2018Таким образом, никто изначально не ждет, что все работы будут выполнены силами только одного подрядчика.

Однако в индивидуальных случаях могут быть предусмотрены ограничения на привлечение субподрядчиков.Самое простое — это когда запрет на привлечение субподрядчиков будет прямо предусмотрен в договоре (или, что чаще, будет использована формулировка «подрядчик обязан выполнить работы лично»). Однако даже при отсутствии соответствующего условия в договоре могут возникнуть сложности.

Однако даже при отсутствии соответствующего условия в договоре могут возникнуть сложности. В первую очередь, это касается контрактов, заключаемых по результатам торгов. Запрет на привлечение субподрядчиков может содержаться в конкурсной документации и будет применяться даже несмотря на отсутствие соответствующего условия в заключенном по результатам торгов договоре (см., например, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17.04.2015 N Ф06-22559/2013 по делу N А65-22809/2014).Другой распространенный вариант ограничения права подрядчика на привлечение субподрядчиков — это установление обязанности подрядчика согласовать привлечение субподрядчиков с заказчиком (при больших объемах также нередко можно установить порог, с которого начинается такая обязанность, например,

«подрядчик обязуется получить письменное предварительное согласие заказчика на привлечение субподрядчиков, выполняющих более 1% работ, предусмотренных настоящим Договором»

).

При этом действуют такие же механизмы, как и с полным запретом: обязанность по согласованию привлечения субподрядчиков можно предусмотреть как непосредственно в договоре, так и в конкурсной документации (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 31.05.2012 по делу N А40-66935/11-145-563).Тем не менее, нарушение запрета на привлечение субподрядчиков либо обязанности по согласованию кандидатур субподрядчиков с заказчиком не влечет за собой недействительности договора с заказчиком (что, правда, не мешает включению в текст договора условия о праве заказчика расторгнуть договор при соответствующих нарушениях со стороны подрядчика) и даже не может служить основанием для отказа в оплате выполненных силами субподрядчика работ (что опять-таки не мешает заказчику включить в договор условие о применении штрафных санкций за рассматриваемые нарушения и уменьшить стоимость работ на размер таких санкций).Интересно, что привлечение заказчиком других подрядчиков без получения согласия генерального подрядчика рассматривается как прямое нарушение п.

4 ст. 706 ГК РФ и может служить основанием для предъявления генеральным подрядчиком требований к заказчику о признании договора с таким третьим лицом недействительным. Правда, это правило не действует, когда заказчик заключает с третьим лицом не договор подряда, а договор оказания услуг (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 05.12.2006 N Ф09-10883/06-С4 по делу N А60-10470/06-С1).Что касается фактов законного привлечения субподрядчиков, то необходимо учитывать, что субподрядчики полностью независимы от заказчика, если только обратное не предусмотрено в договоре (например, обязанность исполнять замечания, выданные заказчиком или привлеченной им организации по технадзору).

По умолчанию же ни указания субподрядчикам, ни денежные средства для оплаты их работ напрямую производиться не могут (см., например, Постановление ФАС Центрального округа от 22.03.2012 по делу N А09-11345/2009, Постановление ФАС Уральского округа от 14.02.2006 N Ф09-533/06-С6 по делу N А07-10744/2005). Это правило не меняется даже в том случае, когда договор субподряда предусматривает обязанность субподрядчика сдать результат работ непосредственно заказчику (см., например, Постановление ФАС Центрального округа от 24.05.2011 по делу N А09-2471/2010).

По сходной же логике, принимая во внимание автономность договора субподряда, заказчик не несет ответственности вместе с генподрядчиком.Особый интерес представляют условия об оплате работ, выполненных субподрядчиком.

Нередко можно встретить условие о том, что оплата производится после получения генеральным подрядчиком оплаты от заказчика. До недавнего времени суды отрицательно относились к таким условиям, указывая, что оплата генеральным подрядчиком выполненных субподрядчиком работ должна производиться независимо от оплаты работ заказчиком генеральному подрядчику.

Но данный подход строился на давней позиции Высшего арбитражного суда, сформулированной в Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51

«Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»

.

Однако Верховный суд такую практику не поддержал, указав, что «само по себе не противоречит указанным нормам [ст. 711, 746, 314 и 327.1 ГК РФ] условие договора субподряда о том, что срок оплаты выполненных субподрядчиком строительных работ исчисляется с момента сдачи генеральным подрядчиком результата этих работ заказчику по договору или с момента получения генеральным подрядчиком оплаты от заказчика» (см.

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017) (утв.

Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017).Еще один важный аспект, вытекающий из самостоятельности договора субподряда, заключается в том, что расторжение договора подряда с заказчиком — еще не основание для расторжения договора субподряда. Соответственно при отсутствии такого отдельно прописанного основания расторжения договора субподряда как расторжение основного договора подряда, отказ от договора субподряда возможен будет только по основаниям, предусмотренным ст.

717 ГК РФ, которая, помимо прочего, обязывает заказчика (в нашем случае генерального подрядчика) возместить подрядчику (субподрядчику) убытки, причиненные прекращением договора, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.Автор: Виталий Слепак, к.ю.н., руководитель практики по работе с юридическими лицами Юридической компании «ИнвестКонсалт Системс», г.

717 ГК РФ, которая, помимо прочего, обязывает заказчика (в нашем случае генерального подрядчика) возместить подрядчику (субподрядчику) убытки, причиненные прекращением договора, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.Автор: Виталий Слепак, к.ю.н., руководитель практики по работе с юридическими лицами Юридической компании «ИнвестКонсалт Системс», г. Москва

Как уведомить заказчика о привлечении подрядчиков к исполнению госконтракта

ОбразцыАвтор:Дмитрий Сидаев Письмо о привлечении третьих лиц для выполнения работ — это документ, которым подрядчики информируют заказчиков о приглашении соисполнителей.

При составлении учитывайте специальные нормы по 44-ФЗ и Гражданского кодекса. Скачать форму уведомления о приглашении третьих лиц к исполнению контракта Скачать образец письма о согласовании субподрядчика с заказчиком для ремонтных работ Скачать образец уведомления заказчика о привлечении субподрядчика из числа СМП Когда согласовывать В п.

1 ст. 770 Гражданского кодекса указано, что исполнитель по контракту на выполнение научно-исследовательских работ привлекает третьих лиц только с согласия заказчика. В остальных случаях заказчик не вправе требовать согласовывать привлечение субподрядчиков.

Антимонопольные органы признают такие требования неправомерными и излишними.

Найдете такие выводы в решениях ФАС по делу № 18/44/105/867 от 16.07.2018, по делу № 44-40/18 (решение Псковского УФАС от 02.07.2018). Когда госзаказчики требуют уведомить о соисполнителях Заказчики не вправе требовать предоставить договоры субподряда, за исключением 2 случаев:

  • Проводят закупку с требованием о привлечении соисполнителей из числа СМП и СОНКО. Это следует из правил по постановлению правительства № 1466 от 23.12.2016 о типовых условий привлечения третьих лиц.
  • Цена госконтракта превысила 1 млрд руб. для федеральных нужд или 100 млн руб. для нужд субъекта, и объем переданных на субподряд работ больше 10% от цены контракта. Это указано в ч. 23 ст. 34 44-ФЗ.

В этих случаях обязанность предоставить договоры не возникает у подрядчиков сама по себе.

Госзаказчик прописывает такие требования в проекте контракта и контролирует их исполнение. Это следует из ч. 6 ст. 30, ч.

23 ст. 34 и ч. 2 ст. 101 44-ФЗ.

Образец письма заказчику о привлечении субподрядчика Директору федерального государственного бюджетного учреждения «Идеальный госзаказчик» И.И. Иванову 125453, г. Идеал, ул. Идеальская, д. 11 от генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Идеальный поставщик» П.П.

Петрова 125453, г. Идеал, ул.

Идеальская, 1А тел. 8-923-134-56-79 e-mail: ПИСЬМО о привлечении третьих лиц к исполнению государственного контракта подряда на выполнение идеальных работ № 123 от 26.12.2019 (далее — Контракт) 27 декабря 2020 года* Во исполнение п.

6.19 Контракта, информирую о привлечении к исполнению соисполнителей:

Наименование Общество с ограниченной ответственностью «Идеальный субподрядчик» Адрес (место нахождения) 123456, г.

Идеал, ул. Идеальская, 1Б Идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на налоговый учет (ИНН/КПП), дата постановки на учет в налоговом органе ИНН: 1234567890 КПП: 123456789 Дата постановки на учет: 12.01.2005 ОКОПФ, ОКПО 19000, 12380076 Принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства (да/нет) Нет Дата и номер договора с соисполнителем № 132 от 26.12.2019 Предмет договора Выполнение идеальных субподрядных работ Цена договора c учетом НДС, рублей 1 000 000 (один миллион) рублей Срок исполнения договора 31.01.2020 2. …n ** Приложение: заверенная копия договора, заключенного с субподрядчиком со всеми приложениями и дополнительными соглашениями к нему ООО «Идеальный поставщик» Генеральный директор_____________/П.П. Петров/ М.П. _______________________________ * информация предоставляется не позднее следующего календарного дня после заключения Подрядчиком Договора с субподрядчиком ** заполняется в отношении каждого субподрядчика 1+ Поделиться: Предыдущая записьИнструкция по проведению электронного конкурса с ограниченным участием по 44-ФЗСледующая записьКак заполнять формы КС-2 и КС-3: инструкция и образцы 12.03.2020Как оформить тендерный кредит для исполнения госконтракта 12.03.2019Банковские гарантии по 44-ФЗ: зачем, как выглядят, где получить 12.03.2019Инструкция по составлению конкурсной документации

Деловой мир

Содержание Письмо о привлечении третьих лиц для выполнения работ — это документ, которым подрядчики информируют заказчиков о приглашении соисполнителей.

При составлении учитывайте специальные нормы по 44-ФЗ и Гражданского кодекса. для ремонтных работ из числа СМП В п. 1 ст. 770 Гражданского кодекса указано, что исполнитель по контракту на выполнение научно-исследовательских работ привлекает третьих лиц только с согласия заказчика.

В остальных случаях заказчик не вправе требовать согласовывать привлечение субподрядчиков.

Антимонопольные органы признают такие требования неправомерными и излишними.

Найдете такие выводы в решениях ФАС по делу № 18/44/105/867 от 16.07.2018, по делу № 44-40/18 (решение Псковского УФАС от 02.07.2018).

Заказчики не вправе требовать предоставить договоры субподряда, за исключением 2 случаев:

  • Цена госконтракта превысила 1 млрд руб. для федеральных нужд или 100 млн руб. для нужд субъекта, и объем переданных на субподряд работ больше 10% от цены контракта. Это указано в ч. 23 ст. 34 44-ФЗ.
  • Проводят закупку с требованием о привлечении соисполнителей из числа СМП и СОНКО. Это следует из правил по постановлению правительства № 1466 от 23.12.2016 о типовых условий привлечения третьих лиц.

В этих случаях обязанность предоставить договоры не возникает у подрядчиков сама по себе. Госзаказчик прописывает такие требования в проекте контракта и контролирует их исполнение.

Это следует из ч. 6 ст. 30, ч. 23 ст. 34 и ч. 2 ст. 101 44-ФЗ. Директору федерального государственного бюджетного учреждения «Идеальный госзаказчик» И.И. Иванову 125453, г. Идеал, ул. Идеальская, д. 11 от генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Идеальный поставщик» П.П. Петрова 125453, г. Идеал, ул.
Петрова 125453, г. Идеал, ул. Идеальская, 1А тел. 8-923-134-56-79 e-mail: ПИСЬМО о привлечении третьих лиц к исполнению государственного контракта подряда на выполнение идеальных работ № 123 от 26.12.2019 (далее — Контракт) 27 декабря 2020 года* Во исполнение п.

6.19 Контракта, информирую о привлечении к исполнению соисполнителей: Наименование Общество с ограниченной ответственностью «Идеальный субподрядчик» Адрес (место нахождения) 123456, г. Идеал, ул. Идеальская, 1Б Идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на налоговый учет (ИНН/КПП), дата постановки на учет в налоговом органе ИНН: 1234567890 КПП: 123456789 Дата постановки на учет: 12.01.2005 ОКОПФ, ОКПО 19000, 12380076 Принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства (да/нет) Нет Дата и номер договора с соисполнителем № 132 от 26.12.2019 Предмет договора Выполнение идеальных субподрядных работ Цена договора c учетом НДС, рублей 1 000 000 (один миллион) рублей Срок исполнения договора 2.

…n ** Приложение: заверенная копия договора, заключенного с субподрядчиком со всеми приложениями и дополнительными соглашениями к нему ООО «Идеальный поставщик» Генеральный директор_____________/П.П. Петров/ М.П. * информация предоставляется не позднее следующего календарного дня после заключения Подрядчиком Договора с субподрядчиком ** заполняется в отношении каждого субподрядчика МИНИСТЕРСТВО МОНТАЖНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХСТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ СССР ПИСЬМОот 24 августа 1990 г.

№ 15-1-3/392 О РЕКОМЕНДАЦИЯХ О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ УСЛУГ,ОКАЗЫВАЕМЫХ ГЕНПОДРЯДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СУБПОДРЯДЧИКАМ Сообщается для сведения и руководства, что Главное экономическое управление Госстроя СССР, рассмотрев

«Рекомендации о порядке определения стоимости услуг, оказываемых генподрядными организациями субподрядчикам»

(Приложение к настоящему письму), разработанные ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР, в письме от 16 августа 1990 г. № 3-178 посчитало возможным допустить использование изложенных в Рекомендациях процентов отчислений за выполнение генподрядчиком определенных услуг субподрядной организации в качестве ориентира при заключении договора подряда. При этом следует иметь в виду, что окончательные размеры отчислений устанавливаются сторонами при заключении договора подряда по взаимной договоренности.

Указанные уточнения не распространяются на выполнение работ по объектам государственного заказа. Начальник Управления цени методологии договорной работыВ.К.ОДИНЦОВ Приложениек письму Управления цени методологии договорной работыот 24 августа 1990 г. № 15-1-3/392 РазработаныВНИПИ труда в строительствеГосстроя СССР РЕКОМЕНДАЦИИО ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХГЕНПОДРЯДНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СУБПОДРЯДЧИКАМ 1.1.

Предусмотренный настоящими Рекомендациями порядок определения стоимости услуг, оказываемых генподрядными организациями субподрядным, основан на максимальном приближении к сложившимся на практике затратам по видам предоставляемых услуг.

1.2. Конкретный размер стоимости предоставляемых услуг устанавливается договаривающимися сторонами по согласованному перечню при заключении договора субподряда. 2.1. При заключении субподрядного договора договаривающимися сторонами выявляется перечень необходимых субподрядчику услуг, возможность генподрядчика в их осуществлении и порядок оплаты.

2.2. Размер расходов генподрядчика на оказание конкретного вида услуг субподрядчику определяется в процентах от объема строительно-монтажных работ, выполняемых субподрядчиком собственными силами на основании Приложения к настоящим Рекомендациям. 2.3. Размер расходов генподрядчика на оказание отдельных видов услуг субподрядчику, не вошедших в указанный Перечень, определяется сторонами по взаимной договоренности на основании данных генподрядчика о фактических затратах на оказание ранее подобных услуг субподрядчику на аналогичных объектах. 2.4. По взаимной договоренности при наличии у генподрядчика отчетных данных о фактических затратах на оказание всего комплекса услуг субподрядным организациям на аналогичных объектах размер указанных расходов при заключении субподрядного договора может быть определен на основе этих данных.

3.1. Субподрядная организация ежемесячно возмещает генподрядчику расходы за фактически оказанные услуги в соответствии с порядком, установленным в субподрядном договоре.

3.2. Расходы генподрядчика по видам услуг, превышающие их величину, установленную Приложением к настоящим Рекомендациям, оплачиваются по их фактическому значению по счетам. 3.3. По взаимной договоренности и организации соответствующего учета возможна корректировка стоимости оказываемых услуг по фактическим затратам генподрядчика, размер которых по каждому субподрядчику определяется путем распределения суммарного их значения по каждому виду услуг пропорционально выполненного собственными силами объема строительно-монтажных работ. 3.4. Возмещение расходов генподрядчика за услуги производится субподрядчиком путем перечисления согласованных сумм по счетам.

(в процентах от объема СМР, выполняемых субподрядчикомсобственными силами) № п/п Виды оказываемых услуг Виды выполняемых работ монтажные и специальные строительные работы монтаж конструкций из сборного железобетона. Теплоизоляционные, обмуро-вочные и антикоррозийные работы, выполняемые с лесов, возводимых генподрядчиком работы на специальных сооружениях из монолитного бетона и железобетона.

Теплоизоляционные, обмуро-вочные и антикоррозийные работы, выполняемые с лесов, возводимых генподрядчиком работы на специальных сооружениях из монолитного бетона и железобетона.

Монтажные и специальные строительные работы, осуществляемые вне строительной площадки. Теплоизоляционные , обмуровочные и антикоррозийные работы работы по монтажу металлических конструкций Суммарные затраты генподрядчика 4,0 3,0 2,0 1,0 в том числе: Административно-хозяйственные расходы 1,23 0,96 0,64 0,32 в том числе: обеспечение технической документацией 0,15 0,112 0,075 0,037 координация работ, выполняемых субподрядчиком 0,43 0,323 0,215 0,108 решение вопросов материально-технического снабжения 0,61 0,457 0,305 0,152 приемка от субподрядчика и сдача заказчику работ, выполняемых субподрядчиком 0,09 0,068 0,045 0,023 Мероприятия по технике безопасности и охране труда 0,64 0,48 0,32 0,16 в том числе: расходы по ремонту и стирке выдаваемой в предусмотренных законом случаях спецодежды, спецобуви и защитных приспособлений 0,17 0,13 0,085 0,042 расходы, связанные с приобретением аптечек и медикаментов 0,091 0,062 0,032 расходы по обучению рабочих безопасным методам работы и на оборудование кабинетов по технике безопасности 0,148 0,111 0,074 0,037 расходы, предусмотренные номенклатурой мероприятий по охране труда и технике безопасности, имеющие прямое или косвенное отношение к субподрядчику 0,198 0,148 0,099 0,049 Пожарно-сторожевая охрана 0,36 0,27 0,18 0,09 в том числе: расходы на содержание и износ противопожарного инвентаря, оборудования и спецодежды 0,10 0,08 0,05 0,025 амортизационные отчисления и расходы на текущий ремонт и содержание караульных помещений и пожарных депо (гаражей), включая заработную плату (со взносами на государственное социальное страхование) персонала, обслуживающего эти помещения 0,12 0,09 0,06 0,03 основная и дополнительная заработная плата работников ведомственной охраны (или расходы на оплату вневедомственной охраны) 0,14 0,11 0,07 0,038 Обеспечение субподрядчика нетитульными временными зданиями и сооружениями, приспособлениями и устройствами 0,6 0,45 0,3 0,15 в том числе: износ временных зданий и сооружений, приспособлений и устройств 0,35 0,26 0,175 0,687 расходы, связанные с ремонтом, содержанием, монтажом и демонтажом временных (нетитульных) сооружений, приспособлений и устройств 0,15 0,11 0,075 <>

. .> расходы на отопление, освещение и радио 0,1 0,08 0,05 0,025 Расходы по эксплуатации машин и механизмов 0,1 0,08 0,05 0,025 Прочие производственные расходы 1,02 0,76 0,51 0,255 в том числе: подготовка объектов к сдаче 0,73 0,54 0,36 0,18 благоустройство строительной площадки (уборка территории строительства от строительного мусора) 0,21 0,16 0,11 0,055 оказание дополнительной медицинской помощи (содержание медицинских пунктов, проведение обследований и т.д.) 0,08 0,06 0,04 0,02 Комиссия по контролю в сфере закупок Федеральной антимонопольной службы определила, что при отборе поставщика на конкурентной основе заказчик не вправе требовать от подрядчика согласовывать условия и порядок привлечения субподрядчиков. Предмет жалобы по делу №223ФЗ-92/18 участника открытого аукциона был следующий:

  • Заказчик в том же проекте договора неправомерно установил ограничение, по которому исполнитель по договору не вправе привлекать третьих лиц к выполнению обязанностей, предусмотренных договором, без письменного согласования с заказчиком.
  • Заказчик незаконно включил в проект договора заключаемого по результатам проведения аукциона условие, по которому исполнитель вправе осуществить замену субподрядчика из числа субъектов малого и среднего предпринимательств только по согласованию с заказчиком.

ФАС указала, что законодательство установило общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами.

При этом заказчик должен руководствуются, кроме того принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии законодательством о закупках, заказчик вправе установить требования исключительно к участникам закупки. Таким образом, условия и порядок привлечения третьих лиц устанавливаются исполнителем по договору самостоятельно, без согласования с заказчиком указанных условий.

Согласование с заказчиком условий договоров, заключаемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с третьими лицами, по мнению ФАС, является вмешательством в хозяйственную деятельность исполнителя по договору, что ставит участников закупки в зависимость от волеизъявления заказчика и затрудняет исполнение обязательств. Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <…> при участии представителей: <…> рассмотрев жалобу ООО «Аркса» б/н б/д на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона в электронной форме № 12785/ОАЭ-РЖДС/17 на право заключения договора на поставку погрузочной техники для нужд ОАО «РЖД» (извещение № 31705977983) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), В ФАС России поступила жалоба ООО «Аркса» (далее — Заявитель) б/н б/д на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее — Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме № 12785/ОАЭ-РЖДС/17 на право заключения договора на поставку погрузочной техники для нужд ОАО «РЖД» (извещение № 31705977983) (далее — Аукцион, Жалоба). Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

(далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений. Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением Совета директоров ОАО «РЖД» 30.06.2014 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках. 29.12.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее – Извещение, Документация). Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

  • Заказчиком в проекте договора Документации неправомерно установлено положение, согласно которому по согласованию с Заказчиком исполнитель по договору, заключаемому по результатам проведения Аукциона, (далее — Договор) вправе осуществить замену субподрядчика из числа субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • Заказчиком в Договоре неправомерно установлено положение, согласно которому исполнитель по Договору обязан не привлекать третьих лиц к выполнению обязанностей, предусмотренных Договором, без письменного согласования Заказчиком.

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и указали, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупках и Документацией.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

  • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Договоре неправомерно установлено положение, согласно которому по согласованию с Заказчиком исполнитель по Договору вправе осуществить замену субподрядчика из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке. Согласно пункту 3.1.16 Договора, по согласованию с Заказчиком исполнитель по договору вправе осуществить замену субподрядчика из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, с которым заключается либо ранее был заключен договор субподряда, на другого субподрядчика из числа субъектов малого и среднего предпринимательства при условии сохранения цены договора, заключаемого или заключенного между исполнителем по договору и субподрядчиком, либо цены такого договора за вычетом сумм, выплаченных исполнителем по договору в счет исполненных обязательств в случае, если договор субподряда был частично исполнен.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что согласно пункту 3.1.16 Договора, указанный пункт применяется исключительно в том случае, если закупка проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства.

При этом, согласно пункту 1.4 Документации, особенности участия в Аукционе в отношении участников Аукциона не установлены. Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

  • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Договоре неправомерно установлено положение, согласно которому исполнитель по Договору обязан не привлекать третьих лиц к выполнению обязанностей, предусмотренных Договором, без письменного согласования Заказчиком.

Согласно пункту 3.1.19 Договор, исполнитель по договору обязан не привлекать третьих лиц к выполнению обязанностей, предусмотренных Договором, без письменного согласования Заказчиком.

Вместе с тем, согласование условий договоров, заключаемых с третьим лицом, является вмешательством в хозяйственную деятельность исполнителя по договору, что ставит участников закупки в зависимость от волеизъявления Заказчика. Кроме того, в соответствии с положениями Закона о закупках, заказчик вправе установить требования исключительно к участникам закупки.

Таким образом, условия и порядок привлечения третьих лиц устанавливаются Исполнителем по договору самостоятельно, без согласования с Заказчиком указанных условий.

Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Также, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Решением ФАС России от 02.02.2018 № 223ФЗ-69/18, Комиссией ФАС России в действиях Заказчика установлено нарушение части 1 статьи 2, пунктов 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившиеся в установлении в Документации обязательного требования к участникам Аукциона о наличии опыт по фактически поставленной погрузочной техники и/или дорожно-строительной техники, требования о том, что участник Аукциона должен являться производителем продукции, предлагаемой к поставке, либо обладать правом поставки товаров, предоставленным производителем, требования об отсутствии у участника Аукциона недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, требования о предоставлении банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки, из списка банка, являющимся Приложением № 6 к Документации, требования о предоставлении сведений о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, о возможности проведения Заказчиком дозапроса информации и выездных проверок.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+