Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Порядок ликвидации образовательной организации 2020

Порядок ликвидации образовательной организации 2020

Порядок ликвидации образовательной организации 2020

Ликвидация бюджетного учреждения: пошаговая инструкция

» Ликвидация предприятия Автор Виктор Иванович На чтение 5 мин. Опубликовано 11.09.2015 В периоды экономического кризиса, когда каждая копейка на счету, государству необходимо оптимизировать свои расходы.

Вследствие этого уменьшается финансирование невыгодных сфер деятельности и происходит закрытие неэффективных государственных организаций. Пошаговая инструкция ликвидации бюджетного учреждения предусматривает проведение конкретных мероприятий, направленных на прекращение его функционирования; рассмотрим этот процесс на примере образовательного учреждения.

Порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений регулируется ФЗ «Об образовании» № 273 от 29.12.12, ст.22. В соответствии с этой статьей, данные организации создаются с учетом норм гражданского права для некоммерческих учреждений.

Также все образовательные организации в зависимости от того, кем были созданы, разделяются на:

  1. частные – образовываются частными физическими или юрлицами.
  2. муниципальные – создаются муниципальным районом или городским округом;
  3. государственные – учредителем является непосредственно РФ или ее субъект;

Функционирование всех бюджетных учреждений регулируется еще и Гражданским кодексом РФ. Процедура прекращения деятельности предусматривает два варианта закрытия образовательных учреждений: непосредственно закрытие или проведение реорганизации. Во втором случае из реестра исключается информация о ликвидируемом учреждении и сразу же проводится регистрация юридического лица, но уже под другим наименованием.

Порядок и основание для ликвидации образовательного учреждения должны отвечать регламенту распорядителя денег и законодательству государства.

Ликвидация происходит в несколько этапов. Началом прекращения деятельности бюджетной организации служит принятие решения об этом органом, который является ее создателем.

Оно принимается на основании следующих документов:

  1. устава органа-создателя организации;
  2. решения городского совета или постановление администрации муниципального района;
  3. акта экспертной оценки возможных последствий прекращения деятельности;
  4. протокола решения о проведении такой экспертной оценки;
  5. решения собрания жителей населенного пункта, где прекращает работу образовательное учреждение.

Также при принятии решения учитываются законодательные нормы, которые предусматривают:

  1. процесс ликвидации или организации учреждения не может начаться в период учебного года.
  2. что ближайшая школа, в которую начнут ходить ученики, не должна быть на расстоянии более 4 км, и время, за которое до нее можно добраться пешком, не должно превышать 30 минут;

Постановление о прекращении деятельности должно включать такие основные моменты:

  1. содержать причины, которые обусловили закрытие учреждения;
  2. утверждать план действий, связанных с прекращением функционирования.
  3. определять период, в течение которого кредиторы могут выдвигать свои требования;

Ответственным за выполнение решения о ликвидации, как правило, является организация – создатель учреждения.

На заседании по вопросу ликвидации учреждения также выбирается ликвидационная комиссия и согласовываются сроки проведения всех необходимых мероприятий. В обязанности комиссии входит публикация в печатных СМИ объявления и ликвидации организации: в нем указывается период, в течение которого будут приниматься претензии кредиторов, а также порядок их приема.

В обязанности комиссии входит публикация в печатных СМИ объявления и ликвидации организации: в нем указывается период, в течение которого будут приниматься претензии кредиторов, а также порядок их приема.

Кроме этого, на плечи ликвидационной комиссии ложится организация всех мероприятий по закрытию учреждения, включая внесение соответствующей записи в госреестр и получение свидетельства о ликвидации. В то же время управления образования муниципалитета или города должно:

  1. предоставить директору образовательного учреждения постановление о его ликвидации, подготовить приказ и сообщить всем сотрудникам о предстоящем увольнении;
  2. уведомить местную службу занятости о скором закрытии организации и следующим за этим сокращением штата.
  3. провести инвентаризацию всех активов и обязательств учреждения, сформировать списки дебиторской и кредиторской задолженности, отослать всем кредиторам письма с уведомлением о предстоящем закрытии. Во время ликвидации обеспечить сохранность имущества;

После завершения срока, отведенного кредиторам на предоставление претензий, ликвидационная комиссия предоставляет для утверждения главному распорядителю бюджетными средствами промежуточный ликвидационный баланс, составленный на основании инвентаризации активов и обязательств и реестра требований кредиторов.

Для формирования такого баланса осуществляется закрытие всех лицевых счетов, проводятся расчеты с дебиторами и кредиторами и передача материальных ценностей. Остатки средств, которые есть в наличии на счетах, перечисляются на соответствующий счет в казначействе.

Непогашенная дебиторская и кредиторская задолженность списывается по решению главного распорядителя.

Основания для списания кредиторской задолженности:

  1. решение главного распорядителя;
  2. результаты проведения инвентаризации;
  3. решение ликвидационной комиссии;

Признание дебиторской задолженности безнадежной происходит на основании следующих факторов:

  1. закрытие задолженности не может быть произведено в связи с прекращением работы предприятия-должника.
  2. окончание срока исковой давности;
  3. задолженность не ликвидирована в связи с невозможностью это сделать;
  4. непогашение обязательства подтверждается установленным госактом;

Выплаты при ликвидации бюджетного учреждения должны помочь его уволенным сотрудникам обеспечить свое существование, пока они не найдут новую работу. По российским правовым нормам процедура сокращения проводится в таком порядке:

  1. все сотрудники должны быть уведомлены о сокращении в связи с ликвидацией организации за 2 месяца до даты увольнения;
  1. работодатель должен уведомить профсоюзную организацию и местный центр занятости не позднее чем за 3 месяца до фактической даты прекращения работы;
  2. при увольнении работникам должны заплатить выходное пособие, компенсировать неиспользованный отпуск.
    Размер выходного пособия зависит от среднемесячного уровня дохода сотрудника за последний год работы и выплачивается в течение 2 месяцев после сокращения.

    Если служба занятости не трудоустроила специалиста на протяжении 3 месяцев, то он может получить пособие по безработице еще и за 3-й месяц.

Статья 22 Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций

1. Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

2. Духовные образовательные организации создаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. 3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по , о государственной регистрации образовательной организации.

3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по , о государственной регистрации образовательной организации. 4. Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной. 5. Государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

6. Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).

7. Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций. 8. Образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, могут создаваться только Российской Федерацией.

9. Для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации создаются образовательные организации (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа), порядок направления в которые и условия пребывания в которых несовершеннолетних граждан определяются Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ

«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

. 10. Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании. 11. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

12. Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения. 13. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам федеральных государственных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

14. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. 15. Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) образовательных организаций осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Поддорский муниципальный район

Опубликовано 29.12.2014 в рубрике 29.12.2014 № 462 с.Поддорье Об утверждении Положения о порядке создания, реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных организаций и о порядке утверждения устава муниципальной образовательной организации В соответствии с Гражданским Российской Федерации, федеральными законами от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Администрация муниципального района ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемые: 1.1. о порядке создания, реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных организаций; 1.2.

о порядке утверждения устава муниципальной образовательной организации. 2. Опубликовать постановление на официальном сайте Администрации муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://адмподдорье.рф ). Глава муниципального района А.Н. Буленков Утверждено постановлением Администрации муниципального района от 29.12.2014 № 462 ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ, РЕОРГАНИЗАЦИИ, ЛИКВИДАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 1.
Буленков Утверждено постановлением Администрации муниципального района от 29.12.2014 № 462 ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ, РЕОРГАНИЗАЦИИ, ЛИКВИДАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 1.

Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных организаций (далее — образовательные организации), учредителем которых является муниципальное образование . 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским Российской Федерации, Федеральным от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». 1.3. Решение о создании, реорганизации, ликвидации образовательных организаций принимает Администрация муниципального района.

1.4. Принятие Администрацией муниципального района решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

1.5. Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения. 1.6. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти Новгородской области. 2. Создание образовательной организации 2.1.

Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. 2.2. Образовательная организация может быть создана в результате ее учреждения или в результате реорганизации существующей образовательной организации.

2.3. Образовательная организация подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Федеральным от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ

«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

.

Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц. 2.4. Для государственной регистрации образовательной организации учредитель (отраслевой орган Администрации муниципального района, осуществляющий функции и полномочия учредителя муниципальной образовательной организации) представляет документы в соответствии с Федеральным от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ

«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

.

2.5. Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации. Руководитель образовательной организации назначается отраслевым органом Администрации муниципального района, осуществляющий функции и полномочия учредителя муниципальной образовательной организации (далее -уполномоченным органом).

2.6. Образовательная организация должна иметь в собственности или на ином законном основании имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности, а также иной предусмотренной уставом образовательной организации деятельности. 2.7. Закрепление муниципального имущества на праве оперативного управления за образовательной организацией осуществляет комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального района (далее — комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом). К ведению комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом относится решение всех вопросов, связанных с владением, пользованием и распоряжением имуществом, переданным образовательной организации на праве оперативного управления и относящегося к муниципальной собственности (в том числе согласование действий образовательной организации по сдаче в аренду, в безвозмездное пользование указанного имущества, контроль деятельности образовательной организации по использованию указанного имущества).

Заключению договора об аренде или договора безвозмездного пользования закрепленного за образовательной организацией имущества должна предшествовать проводимая учредителем экспертная оценка последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания и развития детей. Договор аренды или договор безвозмездного пользования не может заключаться, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий.

Договор аренды или договор безвозмездного пользования может быть признан недействительным по основаниям, установленным гражданским законодательством.

2.8. Уполномоченный орган в сроки, установленные Федеральным от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ

«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

для государственной регистрации юридических лиц, производит регистрацию образовательной организации. 2.9. Образовательная организация считается созданной со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. 2.10. Права юридического лица у образовательной организации в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной ее уставом и направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента регистрации образовательной организации.

2.11. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательной организации с момента выдачи ей лицензии на осуществление образовательной деятельности. 2.12. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, отделения, интернаты и иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения). 2.13. Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации.

2.14. Филиал образовательной организации создается и ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством.

2.15. Принятие Администрацией муниципального района решения о ликвидации филиала муниципальной дошкольной образовательной организации либо общеобразовательной организации осуществляется в порядке, установленном и настоящего Положения.

3. Реорганизация образовательной организации 3.1. Реорганизация образовательной организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

3.2. Образовательная организация считается реорганизованной, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшей образовательной организации.

При реорганизации образовательной организации в форме присоединения к ней другой образовательной организации первая из них считается реорганизованной с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной образовательной организации. 3.3. Государственная регистрация вновь возникшей в результате реорганизации образовательной организации и внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизованной образовательной организации осуществляются в порядке, установленном федеральными законами.

3.4. При слиянии образовательных организаций права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшей образовательной организации в соответствии с передаточным актом.

3.5. При присоединении образовательной организации к другой образовательной организации к последней переходят права и обязанности присоединенной образовательной организации в соответствии с передаточным актом.

3.6. При разделении образовательной организации ее права и обязанности переходят к вновь возникшим образовательным организациям в соответствии с разделительным балансом. 3.7. При выделении из состава образовательной организации одной или нескольких образовательных организаций к каждой из них переходят права и обязанности реорганизованной образовательной организации в соответствии с разделительным балансом. 3.8. При преобразовании образовательной организации одного типа в образовательную организацию другого типа или при изменении организационно-правовой формы к вновь возникшей образовательной организации переходят права и обязанности реорганизованной образовательной организации в соответствии с передаточным актом.

3.9. Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованной образовательной организации в отношении всех ее кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

3.10. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются уполномоченным органом и комитетом по экономике и управлению муниципальным имуществом и представляются вместе с уставами для государственной регистрации вновь возникших образовательных организаций или внесения изменений в уставы существующих образовательных организаций. 3.11. Образовательная организация в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ее реорганизации обязана в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. На основании данного уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что образовательная организация (образовательные организации) находится (находятся) в процессе реорганизации.

Реорганизуемая образовательная организация после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждой участвующей в реорганизации, создаваемой (продолжающей деятельность) в результате реорганизации образовательной организации, формы реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом. 4. Ликвидация образовательной организации 4.1.

Образовательная организация может быть ликвидирована по решению Администрации муниципального района или по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям.

Решение о ликвидации образовательной организации принимается Администрацией муниципального района в форме постановления.

4.2. Принятие решения о ликвидации общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения. 4.3. После издания постановления Администрации муниципального района о ликвидации образовательной организации уполномоченный орган: в 3-дневный срок доводит указанное постановление до сведения регистрирующего органа для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что соответствующая образовательная организация находится в процессе ликвидации; в 2- недельный срок утверждает состав ликвидационной комиссии соответствующей образовательной организации и устанавливает порядок и сроки ликвидации образовательной организации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и постановлением Администрации муниципального района о ликвидации образовательной организации. 4.5. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами образовательной организации.

Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой образовательной организации выступает в суде.

4.6. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации образовательной организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторов не может быть менее двух месяцев с момента опубликования извещения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации образовательной организации.

4.7. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой образовательной организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается уполномоченным органом и согласовывается с комитетом по экономике и управлению муниципальным имуществом.

4.8. Ликвидация образовательной организации считается завершенной, а образовательная организация прекратившей существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

4.9. После ликвидации образовательной организации документы о ее финансово-хозяйственной деятельности подлежат обязательной сдаче в архив.

________________________________________________________________________________ Утверждено постановлением Администрации муниципального района от 29.12.2014 № 462 ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ УТВЕРЖДЕНИЯ УСТАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет порядок утверждения устава муниципальной образовательной организации (далее — Устав образовательной организации), учредителем которой является муниципальное образование или уполномоченные им органы, и разработано в соответствии с Гражданским Российской Федерации, Федеральным от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». 1.2. Устав образовательной организации вместе с решением Администрации муниципального района о создании образовательной организации являются учредительными документами образовательной организации и предоставляются для государственной регистрации.

2. Порядок утверждения Устава образовательной организации 2.1. Устав образовательной организации разрабатывается на основе Типового положения об образовательной организации в соответствии с Федеральным от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2.2. В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация: 1) тип образовательной организации; 2) учредитель образовательной организации; 3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; 4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

2.3. Устав образовательной организации в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается образовательной организацией самостоятельно. 2.4. Подготовленный Устав образовательной организацией подлежит согласованию с комитетом по экономике и управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального района и утверждается отраслевым органом Администрации муниципального района, осуществляющим функции и полномочия учредителя образовательной организации. 2.5. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

3. Заключительные положения 3.1. Образовательная организация при изменениях законодательства Российской Федерации, организационно-правовой формы, типа и других изменениях вносит соответствующие изменения в Устав образовательной организации.

3.2. Изменения и дополнения в Устав образовательной организации утверждаются в порядке, установленном для утверждения устава. 3.3. В образовательной организации должны быть созданы условия для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с ее уставом. Опубликовано 29.12.2014 в рубрике « »

Реорганизация и ликвидация образовательных учреждений

× Рамзан Кунтаев 14/04/2017 В данной статье рассматривается правовая сущность реорганизации и ликвидации образовательных учреждений, с учетом особенностей предусмотренных законодательством об образовании.

Представлены ключевые отличия институтов реорганизации и ликвидация как форм прекращения деятельности образовательного учреждения. Дается характеристика законодательства регулирующего вопросы реорганизации и ликвидации юридических лиц.

В соответствии с пунктом 10 статьи 22 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: «Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании».

Приведенная выдержка из закона об образовании, на первый взгляд, может показаться достаточно запутанной человеку, не имеющему юридического образования. Однако, в приведенной статье нет ничего сложного для понимания, стоит лишь разобраться в терминологии.

В целях настоящей статьи следует определить значение и смысл слов «Реорганизация» и «Ликвидация» образовательного учреждения. Поскольку любое образовательное учреждение является юридическим лицом (т.е.

организацией, которая имеет закрепленное за собой имущество и отвечает этим имуществом по своим обязательствам), для образовательных организаций предусмотрена не только четко регламентированная законом процедура создания, но и порядок прекращения своей деятельности. Существует две формы прекращения деятельности образовательного учреждения – реорганизация и ликвидация. Реорганизация – представляет собой прекращение деятельности юридического лица (образовательной организации), влекущее переход его прав и обязанностей к другому юридическому лицу (к другой образовательной организации).

В результате реорганизации образовательного учреждения происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых, и/или прекращение одного, либо нескольких прежних образовательных организаций. Реорганизация может быть в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования: Слияние – это форма объединения двух организаций (н-р объединения двух среднеобразовательных школ в одну), где права и обязанности обоих организаций переходят друг к другу. Присоединение – это объединение организаций, где одна примыкает к другой (н-р присоединение маленькой школы к гимназии), при этом присоединившаяся организация фактически прекращает существование, её права и обязанности переходят к новой организации по передаточному акту.

Разделение – это расщепление одной образовательной организации на две и более (н-р той же гимназии на несколько школ), при этом права, обязанности и имущество делятся по разделительному балансу. Выделение – это противоположность присоединения, когда образовательная организация отделяется от другой, тем самым создавая новое юридическое лицо, при этом права, обязанности и имущество делятся по разделительному балансу . Преобразование – это смена организационно-правовой формы юридического лица (н-р когда частная школа созданная в форме учреждения преобразовывается в автономную некоммерческую организацию, у которой свои преимущества).

Таким образом, реорганизация это прекращения деятельности образовательной организации, посредством передачи своих прав и обязанностей к другой образовательной организации (за исключением выделения).

Реорганизация может быть сопряжена с возникновением новых, или прекращением ранее функционировавших юридических лиц. Простое изменение наименования образовательного учреждения не является реорганизацией — Ликвидация юридического лица — это прекращение его деятельности без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (ст. 61 Гражданского кодекса РФ). Иными словами, при ликвидации образовательного учреждения фактически прекращается существование и функционирование данной организации, т.е.

в отличии от реорганизации, её права и обязанности не переходят к другому лицу.

Возвращаясь к статье 22 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует разъяснить её содержание. По смыслу данной статьи, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Приведённый пункт означает, что ликвидация и реорганизация образовательной организации осуществляется не в соответствии с законом об образовании, а в соответствии с другим законом, которым у нас является Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ). Как уже было сказано, образовательные учреждения являются юридическими лицами, а всё что связано с юридическими лицами в РФ, регулируется Гражданским кодексом. В статье 22 закона об образовании также говорится и об особенностях реорганизации и ликвидации, предусмотренных законодательством об образовании, которые мы будем рассматривать позже, разобрав, для начала, порядок реорганизации и ликвидации юридических лиц предусмотренный ГК РФ.

Итак, реорганизация образовательных учреждений осуществляется по общему порядку, предусмотренному статьями 57-60 ГК РФ, а ликвидация в порядке, предусмотренном статьями 61-64 ГК РФ. Постараемся привести схожие положения из вышеназванных статей.

  • Образовательное учреждение считается реорганизованным либо ликвидированным только с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности юридического лица. Давайте поподробнее остановимся на последнем пункте. Для того чтобы прекратить деятельность образовательной организации, нужно внести соответствующую запись в реестр министерства юстиции. Однако, чтобы не получить отказ в реорганизации или ликвидации от государственного органа, несмотря на принятое учредителем решение, нужно соблюсти соответствующую процедуру:
  • Решение о реорганизации или ликвидации образовательного учреждения принимается учредителем этой организации, либо органом, уполномоченным на то учредительными документами (уставом). Т.е. если учредителем школы является государство либо муниципалитет, то решение о её реорганизации или ликвидации будет принимать соответствующий государственный или муниципальный орган – являющийся её учредителем по уставу. Если школа частная, то подобное решение будет принимать собственник имущества данного учреждения. Ликвидация образовательного учреждения также может быть принудительной, в силу вступившего в законную силу судебного решения.

Для реорганизации — 1. Составить передаточный акт или разделительный баланс в зависимости от вида реорганизации2.

В течение 3 рабочих дней после принятия решения, уведомить государственный орган осуществляющий регистрацию 3.

Дважды с периодичностью один раз в месяц размещать в СМИ уведомление о реорганизации 4.

Принять меры по разрешению своих обязательств перед кредиторами и обязательств дебиторов перед организацией 5.

Предоставить соответствующий пакет документов в регистрирующий орган Для ликвидации — 1. В течение 3 рабочих дней после принятия решения, уведомить государственный орган осуществляющий регистрацию 2. Формирование ликвидационной комиссии или назначение ликвидатора3.

Размещение в СМИ уведомления о ликвидации 4.

Составление промежуточного ликвидационного баланса 5.

Принятие мер по удовлетворению требований кредиторов 6.

составление окончательного ликвидационного баланса 7. представление документов в регистрирующий орган Общая процедура реорганизации и ликвидации состоит из вышеуказанных шагов, однако мы не должны забывать об особенностях предусмотренных законодательством об образовании, так:

  • Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.
  • Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

Очевидно, что процесс реорганизации или ликвидации юридического лица достаточно трудоемкий процесс, а если данное юридическое лицо является ещё и образовательным учреждением трудности лишь увеличиваются.

Есть также нюансы и с трудовым законодательством — о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работники должны быть предупреждены работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения (ст. 180 ТК РФ). В заключении следует отметить, что знание правовой сущности и порядка реорганизации (ликвидации) образовательных организаций позволит минимизировать риски от прекращения столь значимой для общества деятельности.

Практика проведения указанных процедур свидетельствует, что наиболее предпочтительным вариантом между реорганизацией и ликвидацией в большинстве случаев является реорганизация, поскольку дает массу возможностей продолжать деятельность юридического лица.

3 7004 0

Ликвидация образовательного учреждения

Здравствуйте, хотелось бы уточнить, в каком порядке происходит ликвидация государственного образовательного учреждения. Колледж предупредили 27.12.14 г.

о том, что ликвидируют. Срок на перевод дали до 01.02.15 г. Каких-либо документов не предоставили, на вопросы не отвечают. Грозят лишь, что если мы не заберем документы до 01.02.15 г., студентов просто отчислят.

Законны ли эти действия и в каком порядке, а так же в какие сроки должна проходить ликвидация? 15 Января 2015, 02:09, вопрос №685862 Екатерина, г.

Омск

    , , , ,

Свернуть Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (1) 3949 ответов 1198 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Сыроватский Сергей Юрист, г.

Ростов-на-Дону Бесплатная оценка вашей ситуации

  1. 3949ответов
  2. 1198отзывов

В связи с ликвидацией организации-работодателя работники увольняются на основании п. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.При ликвидации организации, то есть при фактическом прекращении ее деятельности, работодатель в силу положений действующего трудового законодательства вправе уволить всех сотрудников без исключения, в том числе несовершеннолетних, беременных женщин, работников, находящихся в отпуске, на больничном и пр. При этом Трудовой кодекс РФ не обязывает работодателя кого-либо трудоустраивать.По желанию работников их увольнение может производиться и по другим указанным в законе основаниям – например, по собственному желанию (п.

3 ст. 77, ст. 80 Трудового кодекса РФ), по соглашению сторон (п. 1 ст. 77, ст. 78 Трудового кодекса РФ). В этом случае не выплачивается выходное пособие в связи с ликвидацией.При ликвидации организации процедура увольнения работников должна содержать следующие пункты:

    Уведомление работников;Уведомление службы занятости;Уведомление внебюджетных фондов;Издание приказов об увольнении;Расчет и выплата зарплаты и пособий;Внесение записей об увольнении в трудовые книжки.

1.

После принятия решения о ликвидации организация-работодатель уведомляет всех работников о предстоящем увольнении в письменной форме персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Форма уведомления законодательно не утверждена, работодатель вправе разработать ее самостоятельно. Примерная форма – в Приложении № 1 к настоящей консультации.Уведомление составляется в двух экземплярах, один экземпляр остается у работодателя, а второй — у работника.

В случае если работник откажется подписать уведомление, на нем необходимо сделать соответствующую отметку и составить акт об отказе (в произвольной форме, заверяется подписями членов ликвидационной комиссии).2. Территориальные органы службы занятости (Государственная инспекция труда в субъекте РФ) уведомляются не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

В сообщении необходимо указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Примерная форма — в Приложении № 2 к настоящей консультации.3. В соответствии с пп. 3 п. 3 ст.

28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ

«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

(далее — Закон N 212-ФЗ) плательщики страховых взносов обязаны письменно сообщать в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации о ликвидации организации в течение 3 дней со дня принятия такого решения.Согласно ст. 48 Закона N 212-ФЗ непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных Законом N 212-ФЗ, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влекут взыскание штрафа в размере 50 руб.

за каждый непредставленный документ.Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее — контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.Форма сообщения законодательно не утверждена, поэтому сообщение в ПФР РФ и ФСС РФ осуществляется в произвольной форме.

Примерная форма — в Приложении №5 к настоящей консультации.4. Для оформления расторжения трудовых договоров в связи с ликвидацией организации применяются утвержденные Госкомстатом формы (№ Т-8 либо № Т-8а) – см. приложение № 3 к настоящей консультации.5.

С увольняемыми работниками необходимо рассчитаться в последний день их работы. Если работник в день увольнения не работал, то деньги ему выплачивают на следующий день после того, как он за ними обратился (ч. 1 ст. 140 Трудового кодекса РФ).При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня (ч.

8 ст. 136 Трудового кодекса РФ).Для учета и расчета заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении, применяется утвержденная Госкомстатом записка-расчет по форме № Т-61 – см. приложение № 4 к настоящей консультации.При увольнении работника в связи с ликвидацией организации ему выплачивается:

  1. компенсация за неиспользованный отпуск;
  2. выходное пособие в связи с ликвидацией.
  3. заработная плата за фактически отработанное время;

Выходное пособие (1 среднемесячный заработок) возмещает работнику неполученный доход за месяц, следующий за днем увольнения. Исчисляется исходя из количества рабочих дней в первом месяце после увольнения и среднего дневного заработка (установленного путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной в расчетном периоде, на количество фактически отработанных в этот период рабочих дней).Помимо выходного пособия работникам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия, сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства (ч.

1 ст. 178 Трудового кодекса РФ), но не более 2-х месяцев. При этом сумма выходного пособия, выплаченная сотруднику при увольнении, засчитывается в счет выплат за первый месяц периода трудоустройства.

Среднемесячный заработок за 2-й месяц работник получит только в том случае, если не сможет устроиться на новую работу, что подтверждается записями в трудовой книжке.

Если же сотрудник заключил трудовой договор в течение второго месяца, то средний заработок ему выплачивается только за те дни второго месяца, пока он не был трудоустроен.По решению службы занятости работодатель обязан выплатить средний месячный заработок и за 3-й месяц в случае, если в течение первых двух недель после увольнения сотрудник обратился в службу занятости населения и не трудоустроился (ч. 2 ст. 178 Трудового кодекса РФ).

Однако если на момент обращения организация уже ликвидирована, такая выплата не производится.Если в трудовом или коллективном договоре предусмотрены дополнительные основания для выплаты выходного пособия, установлены повышенные размеры пособий (ч. 4 ст. 178 Трудового кодекса РФ), то такие пособия выплачиваются на основании решения собственников организации.Если работник письменно соглашается на увольнение в связи с ликвидацией организации до истечения 2-х месячного срока, ему дополнительно должна быть выплачена компенсация в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения 2-х месяцев (ст.

180 Трудового кодекса РФ).6. Поскольку трудовой договор прекращается (расторгается) по инициативе работодателя (п. 4 ст. 77 Трудового кодекса РФ), в трудовую книжку необходимо внести запись о прекращении (расторжении) трудового договора в связи с ликвидацией организации в соответствии с п. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.Например:

«Уволен в связи с ликвидацией организации, пункт 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации»

.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+