Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Работники прокуратуры участвуют в заседаниях суда надзорной инстанции

Работники прокуратуры участвуют в заседаниях суда надзорной инстанции

Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел

Правовую основу участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судами составляют Конституция, Закон о прокуратуре (ст. 1, 35-39), УПК, приказ Генпрокурора РФ от 20.11.2007 № 185

«Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства»

.

В соответствии со ст. 37 УПК в ходе уголовного судопроизводства прокурор от имени государства в пределах полномочий, предоставленных законом, осуществляет уголовное преследование, выступая в суде в качестве государственного обвинителя. Вступая в судебное производство, прокурор утрачивает властно-распорядительные полномочия, которыми он обладал до судебного производства. В судебных стадиях он участвует в качестве представителя стороны обвинения — равноправным со стороной защиты участником процесса.

Судебное разбирательство проводится в судебных заседаниях судов первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

И во всех этих судебных инстанциях участие прокурора является обязательным. Его участие в судебном разбирательстве обязательно по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения, а также по делам частного обвинения, если уголовное дело было возбуждено следователем или дознавателем с согласия прокурора. Участие в рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции.

Производство в суде первой инстанции осуществляется в двух судебных стадиях — в стадии подготовки к судебному заседанию и в стадии судебного разбирательства. На стадии подготовки к судебному заседанию участие прокурора обязательно, если судья назначает по делу предварительное слушание.

Основаниями для его проведения являются ходатайства сторон, которые могут серьезным образом повлиять на дальнейшую судьбу уголовного дела: о его прекращении, об исключении из дела тех или иных доказательств, о возвращении уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом и т.д. Прокурор активно участвует в рассмотрении таких ходатайств, представляет обоснованные доводы об их отклонении или удовлетворении, что позволяет судье принять правильное решение о назначении (или неназначении) дела к слушанию.

В ходе судебного разбирательства государственное обвинение могут поддерживать несколько прокуроров. В процессе судебного разбирательства государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.

Прокурор предъявляет или поддерживает предъявленный по делу гражданский иск, если этого требует охрана прав граждан, общественных или государственных интересов. Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа.

Такой отказ возможен только на основании объективной оценки доказательств, исследованных в суде. Отказ от обвинения прокурор представляет в письменной форме.

Полный или частичный отказ от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного .ими полностью или в соответствующей его части. В ходе судебного разбирательства прокурор должен всемерно способствовать установлению фактических обстоятельств дела с целью вынесения судом законного, обоснованного и справедливого решения. Предложение прокурора о наказании, высказанное им в речи в ходе прения сторон, должно соответствовать требованиям закона о его соразмерности и справедливости.

Этот общий порядок участия прокурора в рассмотрении уголовных дел по первой инстанции применяется при рассмотрении любых дел, независимо от их сложности и тяжести, и в любом суде.

Вместе с тем ныне действующим уголовно-процессуальным законодательством предусмотрен ряд особенностей при производстве по отдельным категориям дел.

Эти особенности затрагивают и досудебное, и судебное производства, соответственно, они касаются и роли прокурора, его полномочий. Так, законодатель предусмотрел особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленный ему обвинением (гл.

40 УПК). Суть этого порядка состоит в возможности постановления приговора по делам о преступлениях, наказание за которые не превышает 10 лет лишения свободы, без проведения судебного разбирательства. Такая процедура применяется в случае, если обвиняемый согласен с предъявленным обвинением и ходатайствует о вынесении приговора без судебного разбирательства.

Такая процедура применяется в случае, если обвиняемый согласен с предъявленным обвинением и ходатайствует о вынесении приговора без судебного разбирательства.

В случае удовлетворения заявленного обвиняемым ходатайства он может рассчитывать на снисхождение со стороны суда, который не вправе назначить обвиняемому наказание более двух третей максимального срока или размера.

При этом следует отметить особую роль позиции государственного обвинителя, без согласия которого (а также без согласия потерпевшего) вынесение приговора по правилам особого порядка, предусмотренного гл. 40 УПК, невозможно. Федеральным законом от 29.06.2009 № 141-ФЗ предусмотрен еще один особый порядок принятия судебного решения при заключении с обвиняемым (подозреваемым) досудебного соглашения о сотрудничестве (гл. 40.1 УII К). Такая процедура применяется по любой категории уголовных дел.

Но особенно эффективна она по делам о тяжких или особо тяжких преступлениях, относящихся, как правило, к делам о преступлениях, связанных с организованной преступностью. Эта процедура направлена на привлечение к активному сотрудничеству с судебно-следственными органами лиц, причастных к совершению тяжких преступлений.

Соглашение о сотрудничестве между стороной защиты и стороной обвинения заключается еще в досудебном производстве, в соответствии с которым обвиняемый (подозреваемый) обязуется совершить определенные действия, направленные на оказание помощи следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличение других соучастников, па возвращение имущества, добытого в результате преступления. В ответ подсудимому гарантированную существенные послабления при определении меры наказания. Он может быть даже освобожден от отбывания наказания, но при условии, что им соблюдены все условия и выполнены все обязательства, предусмотренные досудебным соглашением о сотрудничестве.

Роль прокурора в данном производстве состоит в том, что к его компетенции отнесено право заключения с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве с его письменным оформлением. Досудебное соглашение о сотрудничестве подписывается прокурором, подозреваемым или обвиняемым, его защитником (ст. 317.3 УПК). В ходе расследования уголовного дела, по которому заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, прокурор контролирует ход выполнения обвиняемым (подозреваемым) взятых обязательств.

При утверждении обвинительного заключения выносит на имя суда представление о соблюдении обвиняемым взятых обязательств и об особом порядке проведения судебного заседания. На суде подтверждает содействие подсудимого следствию. Только в этом случае суд может вынести благоприятный для подсудимого приговор.

Особенности участия прокурора в рассмотрении дел с участием присяжных заседателей обусловлены в конечном счете особенностями самого судебного разбирательства с их участием, предусмотренными гл. 42 УПК. Прокурор вступает в дело со стадии подготовки его к судебному заседанию на этапе проведения по делу предварительного слушания.

Оно проводится по данным делам обязательно и имеет принципиальное значение. В ходе предварительного слушания окончательно решается вопрос, будет ли дело слушаться с участием присяжных заседателей. Постановление судьи по этому вопросу является окончательным.

Последующий отказ подсудимого от рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей не принимается. Имеет свои особенности участие прокурора и в ходе самого судебного разбирательства. Они касаются подготовительной части, где происходит формирование коллегии присяжных; судебного следствия, которое начинается со вступительного заявления государственного обвинителя (а не с изложения предъявленного подсудимому обвинения); порядка исследования доказательств с участием присяжных заседателей и без их участия; содержания речи государственного обвинителя в прениях сторон; участия прокурора в постановке вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями, и др.

После вынесения вердикта присяжными заседателями и его оглашения в суде прокурор участвует в завершающем этапе рассмотрения дела уже без присяжных заседателей. Он выступает в прениях по вопросам, связанным с обсуждением последствий вердикта, правовой оценкой деяния подсудимого и назначением ему наказания. Участие прокурора в рассмотрении дела судом второй (апелляционной) инстанции.

Приговор, определение, постановление суда первой инстанции после их вынесения вступают в законную силу не сразу. УПК устанавливает 10-суточный срок, в течение которого стороны могут соответствующее судебное решение обжаловать.

И если какая-то из сторон таким правом воспользуется, уголовное дело будет передано на рассмотрение и проверку в вышестоящий суд — суд второй инстанции.

До недавнего времени уголовно-процессуальным законом было предусмотрено две судебные инстанции по проверке не вступивших в законную силу приговоров, иных судебных решений: апелляционная инстанция, где проверялись приговоры и постановления только мирового судьи, и кассационная инстанция, где проверялись приговоры и иные решения, вынесенные другими судами. Федеральным законом от 29.10.2010 № 433-ФЗ этот порядок с 1 января 2013 г.

существенно изменен. Эти изменения коснулись не только порядка пересмотра судебных решений, которые не вступили в законную силу, но и решений, вступивших в законную силу. В настоящее время предусмотрен только один порядок пересмотра приговоров, иных судебных решений, не вступивших в законную силу, — пересмотр в порядке апелляционного производства.

Апелляционное производство представляет собой урегулированную уголовно-процессуальным законом деятельность судов по рассмотрению в апелляционном порядке уголовных дел по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления нижестоящих судов. Для рассмотрения дела судом второй инстанции таким образом необходим повод. Им является апелляционное представление прокурора либо апелляционная жалоба стороны защиты.

Апелляционное представление прокурора — это ходатайство прокурора о пересмотре в порядке апелляционного производства приговора (иного судебного решения), не вступившего в законную силу. Оно может быть подано прокурором в течение 10 суток со дня провозглашения обжалуемого судебного решения. Апелляционное представление прокурора (как и апелляционная жалоба) приносится через суд, постановивший обжалуемый приговор (иное судебное решение).

По форме и содержанию апелляционное представление должно соответствовать установленным требованиям закона, быть конкретным, ясным и мотивированным, а изложенные в нем доводы подтверждены материалами дела. Судами апелляционной инстанции являются не только районные суды (как это было до 1 января 2013 г.), но и иные вышестоящие суды — областные и равные им суды, а также Верховный Суд РФ.

Производство в суде апелляционной инстанции ведется по правилам производства в суде первой инстанции и предполагает повторное рассмотрение уголовного дела по существу (ст. 389.13 УПК). Поэтому порядок участия прокурора здесь аналогичен порядку его участия в суде первой инстанции. Но есть и особенности, которые должна учитывать прокуратура при реализации своих полномочий в апелляционном производстве.

Одна из таких особенностей состоит в том, что в апелляционном порядке прокурор может обжаловать практически любые судебные решения. Это могут быть не только решения, вынесенные в ходе судебного производства, но и решения, вынесенные в ходе досудебного производства по делу. Например, судебные постановления или определения, касающиеся избрания меры пресечения или продления сроков се действия.

Прокурор должен учитывать, что при рассмотрении уголовного дела в апелляционном порядке суд не связан доводами апелляционного представления (равно как и апелляционной жалобы). Суд вправе проверить производство по уголовному делу в полном объеме. И если по делу осуждено несколько лиц, а апелляционное представление (апелляционная жалоба) принесено только в отношении некоторых из них, суд вправе проверить уголовное дело в отношении всех осужденных.
И если по делу осуждено несколько лиц, а апелляционное представление (апелляционная жалоба) принесено только в отношении некоторых из них, суд вправе проверить уголовное дело в отношении всех осужденных.

Еще одна особенность производства в суде апелляционной инстанции состоит в том, что судебное следствие начинается не с изложения государственным обвинителем предъявленного подсудимому обвинения, а с выступления председательствующего суда с кратким изложением содержания обжалуемого приговора, а также существа апелляционного представления прокурора (апелляционных жалоб других участников процесса). Прокурор выступает в суде после председательствующего, если поводом апелляционного производства послужило представление прокурора. Если производство по делу в суде было начато по апелляционной жалобе иного участника процесса, то прокурор выступает вслед за выступлением лица, подавшего жалобу.

Правило о том, что в прениях сторон при рассмотрении дела судом первой инстанции во всех случаях первым выступает обвинитель, при рассмотрении дела в апелляционном порядке не действует.

Первым здесь выступает то лицо, которое подало апелляционную жалобу или представление. В результате рассмотрения уголовного дела суд апелляционной инстанции может оставить обжалуемое судебное решение без изменения, вынести новый приговор взамен приговора суда первой инстанции.

Апелляционный суд может отменить приговор или иное решение суда первой инстанции и возвратить уголовное дело прокурору, если по делу будут выявлены обстоятельства, указанные в ч.

1 ст. 237 УПК. Приговор, определение и постановление суда апелляционной инстанции в соответствии с положениями, изложенными в ст.

390, 391 УПК, вступают в законную силу с момента их провозглашения и подлежат исполнению.

Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом надзорной инстанции

Производство в суде надзорной инстанции осуществляется в соответствии с гл.

48.1 УПК. Статьей 412.1 предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные решения могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом ВС РФ, в том числе по представлениям Генпрокурора РФ и его заместителей.

Суд надзорной инстанции проверяет по надзорным жалобе, представлению законность приговора, определения или постановления суда.
В Президиум ВС РФ обжалуются вступившие в законную силу:

  1. 5) постановления Президиума ВС РФ.
  2. 4) определения Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ и определения Военной коллегии ВС РФ, вынесенные ими в кассационном порядке;
  3. 2) судебные решения окружных (флотских) военных судов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;
  4. 3) судебные решения Апелляционной коллегии ВС РФ, Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ и Военной коллегии ВС РФ, вынесенные ими в апелляционном порядке;
  5. 1) судебные решения верховных судов республик, краевых или областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;

Согласно ст.

412.2 УПК надзорное представление подается непосредственно в ВС РФ. Перечисленные выше судебные решения могут быть обжалованы в порядке надзора в течение одного года со дня их вступления в законную силу. В случае пропуска срока обжалования по уважительной причине прокурор, имеющий право подать представление, может ходатайствовать перед судом, постановившим приговор или вынесшим иное обжалуемое решение, о восстановлении пропущенного срока в порядке, предусмотренном ст.

В случае пропуска срока обжалования по уважительной причине прокурор, имеющий право подать представление, может ходатайствовать перед судом, постановившим приговор или вынесшим иное обжалуемое решение, о восстановлении пропущенного срока в порядке, предусмотренном ст. 389.5 УПК. Пункт 27 приказа от 25.12.2012 № 465 предписывает при решении вопроса о принесении надзорного представления выяснять, пересматривались ли соответствующие судебные решения в надзорном порядке по жалобам иных участников уголовного процесса. Надзорное представление в соответствии со ст.

412.3 УПК должно содержать: 1) наименование суда, в который оно подаются; 2) данные о лице, подавшем представление, с указанием его процессуального положения; 3) указание на суды, рассматривавшие уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений; 4) указание на судебные решения, которые обжалуются; 5) указание на предусмотренные законом основания пересмотра судебного решения в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований; 6) просьбу лица, подавшего представление.

Надзорное представление должно быть подписано Генпрокурором РФ или его заместителем.

К представлению прилагаются заверенные судами, рассматривавшими уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, копии судебных решений, принятых по делу. В силу ст. 412.4 УПК надзорное представление возвращается без рассмотрения по существу, если: 1) оно не отвечает требованиям, предусмотренным ст.

412.3; 2) оно подано лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции; 3) пропущен срок обжалования судебного решения в порядке надзора; 4) поступила просьба о его отзыве; 5) оно подано с нарушением правил, установленных ч. 3 ст. 412.1. Представление должно быть возвращены в течение 10 дней со дня его поступления в суд надзорной инстанции.

Согласно ст. 412.5 УПК надзорное представление, поданное в соответствии с установленными ст. 412.1–412.3 правилами, изучается судьей ВС РФ по материалам, приложенным к представлению, либо по материалам истребованного уголовного дела. По результатам изучения надзорного представления судья ВС РФ выносит постановление: 1) об отказе в передаче надзорного представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания пересмотра судебных решений в порядке надзора.

При этом надзорное представление, а также копии обжалуемых судебных решений остаются в суде надзорной инстанции; 2) о передаче надзорного представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ. Председатель ВС РФ или его заместитель вправе не согласиться с постановлением судьи ВС РФ об отказе в передаче надзорного представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ и вынести постановление об отмене указанного постановления и о передаче надзорного представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ. Надзорное представление рассматривается в ВС РФ в течение одного месяца со дня его поступления, если уголовное дело не было истребовано, или в течение двух месяцев со дня его поступления, если уголовное дело было истребовано, за исключением периода со дня истребования дела до дня его поступления в ВС РФ.

В соответствии со ст. 412.9 УПК основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда в порядке надзора являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовнопроцессуального законов, повлиявшие на исход дела.

Поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.

401.6 УПК, т.е. когда в ходе судебного разбирательства были допущены повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия. Надзорное представление рассматриваются Президиумом ВС РФ в судебном заседании не позднее двух месяцев со дня вынесения постановления о передаче уголовного дела в суд надзорной инстанции. О дате, времени и месте заседания суд извещает лиц, указанных в ч.

I ст. 412.1 УПК, в том числе прокурора, принесшего представление. В судебном заседании при рассмотрении уголовного дела по надзорным жалобе, представлению участие прокурора обязательно.

В силу п. 31 приказа от 25.12.2012 №465 в заседании Президиума ВС РФ принимают участие Генпрокурор РФ или его заместители. Прокурор вправе выступить по существу дела.

Первым выступает лицо, подавшее надзорные жалобу или представление.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиум ВС РФ принимает постановление, которое выносится и обращается к исполнению в порядке, предусмотренном ст. 389.33 УПК. Согласно ст. 412.11 УПК по результатам рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе: 1) оставить надзорное представление без удовлетворения; 2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу; 3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело в суд первой инстанции на новое судебное рассмотрение; 4) отменить решение суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение; 5) отменить решение суда кассационной инстанции и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение; 6) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 389.22 УПК; 7) внести изменения в приговор, определение или постановление суда; 8) оставить надзорное представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст.

412.4 УПК. В случаях, предусмотренных п. 2–7, суд надзорной инстанции должен указать конкретное основание отмены или изменения судебного решения в соответствии с ч.

1 ст. 412.9 УПК. Постановление суда надзорной инстанции приобщается к уголовному делу вместе с надзорным представлением, постановлением судьи суда надзорной инстанции и вынесенным в случаях, предусмотренных ч.

3 ст. 412.5 УПК, постановлением Председателя ВС РФ или его заместителя. Статьей 412.12 УПК предусмотрено, что при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора Президиум ВС РФ проверяет правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов нижестоящими судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорного представления.

В интересах законности Президиум ВС РФ вправе выйти за пределы доводов надзорного представления и рассмотреть уголовное дело в полном объеме, в том числе в отношении лиц, которые не обжаловали судебные решения в порядке надзора. Президиум ВС РФ в случае отмены судебного решения не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела. Постановление Президиума ВС РФ вступает в законную силу с момента его провозглашения.

  1. Беллевич А. IO., Халиулин А. Г.

Иные направления деятельности прокуратуры

Участие прокурора в рассмотрении дел судами является одним из направлений деятельности прокуратуры (п.

3 ст. 1 Закона о прокуратуре). Он принимает участие в рассмотрении уголовных, гражданских, арбитражных дел. Участвуя в рассмотрении уголовных дел, прокурор реализует одну из своих функций — уголовное преследование, выступая в суде в качестве государственного обвинителя.

Роль его участия в рассмотрении гражданских и арбитражных дел иная. В гражданском и арбитражном судопроизводстве он выполняет правозащитную функцию. Суть ее состоит в том, что прокурор в случаях, если этого требует охрана прав и законных интересов личности, общества и государства, вправе обратиться в соответствующий суд с исковым требованием (заявлением) в защиту прав и охраняемых интересов как физических, так и юридических лиц либо вступить в начавшийся процесс с той же целью.

Наряду с непосредственным участием в рассмотрении дел судами закон предусматривает иные формы участия прокурора в деятельности судов. Так, Генеральный прокурор РФ принимает участие в заседаниях Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Он вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представлением о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным и иным делам.

Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Прокуроры в пределах своих полномочий вправе принести в вышестоящий суд представления на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Участие в рассмотрении дел судами, внесение представлений на противоречащие закону судебные решения являются одной из функций органов прокуратуры и не рассматриваются законодателем как осуществление надзора за деятельностью суда.

Осуществление данного направления деятельности прокуратуры направлено па решение следующих основных задач: охрану прав и интересов личности, общества и государства; обеспечение верховенства закона в деятельности судов; обеспечение единства и укрепления законности.

Правовую основу участия прокурора в рассмотрении судами гражданских дел составляют Конституция, Закон о прокуратуре (разд. IV), ГПК, приказ Генпрокурора РФ от 26.04.2012 № 181

«Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе»

.

Участие прокурора в гражданском процессе направлено на обеспечение законности, защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов как отдельных граждан, так и неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований с учетом требований гражданского и гражданско-процессуального законодательства.

Участие прокурора в гражданском судопроизводстве, в отличие от его участия в уголовном судопроизводстве, за некоторыми исключениями не является обязательным.

ГПК (ст. 45) предусмотрены две формы его участия в гражданском процессе: 1) инициирование возбуждения производства самим прокурором путем подачи иска или заявления в суд; 2) вступление в процесс, начатый по инициативе других лиц. Приказом от 26.04.2012 № 181 предусмотрена еще одна форма вступления прокурора в гражданский процесс — путем подачи представления (апелляционного, кассационного или надзорного) в суд апелляционной, кассационной или надзорной инстанции.

По собственной инициативе прокурор обращается с исковым заявлением в суд в тех случаях, когда это связано с необходимостью защиты прав, свобод и законных интересов отдельных граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. При этом с заявлением в защиту прав и интересов конкретного лица прокурор обращается в суд только тогда, когда гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Невозможность предъявления иска самим гражданином должна быть подтверждена документально.

Однако указанные ограничения не распространяются на случаи, когда речь идет о нарушении социально значимых прав и интересов гражданина в сфере трудовых (служебных) отношений, социального обеспечения, обеспечения прав на жилище; охраны здоровья, обеспечения права на благоприятную окружающую среду, образование, о защите семьи, материнства, отцовства и детства. Прокурор вправе вступать в процесс, который начат по инициативе других лиц, по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК (ч.

3 ст. 45). Приказом от 26.04.2012 № 181 (п. 6) предусмотрено обязательное участие прокурора в иных делах, по которым такое участие предусмотрено ГПК, другими федеральными законами, а именно: об оспаривании нормативных правовых актов (ст.

252 ГПК); о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ст. 260.1 ГПК); о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав (ст.

70, 72, 73 СК); об усыновлении и отмене усыновления (ст.

125, 140 СК, ст. 273 ГПК); о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ст.

278 ГПК); об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ст. 284 ГПК); об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст.

288 ГПК); о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством (ст.

304 ГПК); об обжаловании действий медицинских работников, иных специалистов, работников социального обеспечения и образования, а также врачебных комиссий, ущемляющих права и законные интересы граждан при оказании им психиатрической помощи (ст. 48 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1

«О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

); об обязательном обследовании и лечении (о госпитализации) больных туберкулезом (ст. 10 Федерального закона от 18.06.2001 № 77-ФЗ

«О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»

); о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении (ст.

261.3 ГПК); об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (ст. 261.7 ГПК). Процессуальное положение прокурора в гражданском судопроизводстве имеет специфические особенности. Прежде всего следует подчеркнуть, что участие прокурора в гражданском процессе никак не связано с его надзорными функциями, поскольку надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах прокуратура не осуществляет.

Часть 2 ст. 45 ГПК предусматривает, что прокурор, подавший заявления, пользуется правами и несет процессуальные обязанности истца. Однако считать его истцом в полном значении этого слова нельзя, поскольку он не имеет права на заключение мирового соглашения, не несет обязанности по возмещению судебных расходов.

Он освобождается от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления.

Отказ прокурора от заявления, поданного в защиту интересов другого лица, не влечет безусловное прекращение производства по делу, если это лицо не заявит об отказе от иска. Решение суда, принятое по исковому заявлению прокурора, распространяется не на прокурора, а па лицо, в интересах которого предъявлен иск. Таким образом, прокурор, обратившийся в суд с заявлением, является самостоятельным участником гражданского судопроизводства.

Участвуя в разбирательстве гражданских дел вместе со сторонами, третьими лицами, прокурор способствует достижению целей и задач, стоящих перед судом, с тем чтобы по каждому делу выносились законные, обоснованные и справедливые решения.

Полномочия прокурора представляют собой совокупность общих полномочий, присущих всем лицам, участвующим в деле, а также специальных полномочий, присущих только прокурору как особому участнику гражданского судопроизводства.

Общие полномочия предусмотрены ст.

35 ГПК. К ним относятся права: знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, заявлять ходатайства, давать объяснения суду, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам; обжаловать судебные решения, пользоваться другими процессуальными правами, предоставленными гражданско-процессуальным законодательством.

Специальные полномочия прокурора зависят от формы его участия в деле (по собственной инициативе путем подачи искового заявления или путем вступления в начатый процесс по инициативе других лиц), а также от стадии процесса, в которой он участвует. Участие прокурора в суде первой инстанции. В суде первой инстанции вправе участвовать прокуроры всех прокуратур, начиная с городских (районных) прокуратур и кончая Генеральной прокуратурой.

Как правило, в судебных заседаниях участвуют представители соответствующих прокуратур.

Вместе с тем в приказе от 26.04.2012 № 181 предписано, что при рассмотрении судами гражданских дел, имеющих особое значение для защиты прав и интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, должны принимать личное участие прокуроры субъектов РФ, военные и иные специализированные прокуроры, прокуроры городов (районов), а также их заместители.

Прокурор может участвовать в суде первой инстанции, как отмечалось, в двух формах: путем обращения в суд с исковым заявлением в защиту прав и интересов того или иного лица (лиц) и путем вступления в начавшийся процесс для дачи заключения по существу иска, рассматриваемого судом. Исковое заявление оформляется с учетом требований ст. 131 ГПК, в которой изложены требования к форме и содержанию данного документа.

Оно должно быть обоснованным и аргументированным. В заявлении в защиту прав и интересов гражданина должны быть приведены документально подтвержденные доводы о невозможности предъявления иска самим гражданином. В исковом заявлении, предъявленном в защиту интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований или в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, прокурор указывает, в чем конкретно заключаются их интересы, какие права нарушены, обосновывая свое мнение о допущенных нарушениях ссылками на конкретные нормативные правовые акты.

В соответствии с законом прокурор, как и другой участник гражданского процесса, должен доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в своем заявлении, представляя для этого суду соответствующие доказательства.

В ходе судебного слушания по заявленному прокурором иску проводится исследование всех обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон — как истца, так и ответчика. Для этого исследуются представленные доказательства; это могут быть показания лиц, письменные и вещественные доказательства, заключения эксперта и т.д.

По завершении судебного исследования доказательств прокурор выступает в судебных прениях, причем выступает первым.

В отличие от участия в форме непосредственного обращения в суд с исковым заявлением прокурор, вступивший в начавшийся процесс по инициативе других лиц с целью дачи заключения, обладает меньшими полномочиями.

Он не дает объяснений, не представляет доказательств, не участвует в прениях. В заключении, которое представляет прокурор суду, проводится анализ итогов судебного разбирательства, дается анализ исследованным доказательствам и правовая оценка результатов слушания дела.

В нем прокурор высказывает свое мнение по вопросам, связанным с удовлетворением (неудовлетворением) исковых требований, указывает на положения закона, которыми следует руководствоваться при разрешении спора.

Свое заключение прокурор оглашает перед началом судебных прений. При этом следует подчеркнуть, что заключение прокурора не является для суда обязательным, поскольку итоговое решение принимается в соответствии с внутренним убеждением судей, основанном на совокупности имеющихся в деле доказательств. Не вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано сторонами (в том числе и прокурором) в течение месяца со дня принятия судом обжалуемого решения в окончательной форме.

И если кто-либо из участников гражданского судопроизводства не вступившее в законную силу решение суда первой инстанции обжалует, оно будет рассматриваться судом второй инстанции.

Участие прокурора в рассмотрении дел судом второй инстанции.

В соответствии с Федеральным законом от 09.12.2010 № 353-ФЗ порядок пересмотра решений судов первой инстанции и последующих (апелляционной, кассационной, надзорной) инстанций с 1 января 2012 г. существенно изменился. Эти изменения коснулись и вопросов, связанных с участием прокурора в указанных стадиях. В настоящее время судом второй инстанции является только суд апелляционной инстанции (до 1 января 2012 г.

функции суда второй инстанции осуществлял также суд кассационной инстанции). Согласно ст. 320 ГПК решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Право принесения апелляционного представления принадлежит и прокурору, участвующему в деле.

В апелляционном порядке пересматриваются решения не только мировых судей, но и решения всех других судов, вынесенных но первой инстанции, которые не вступили в законную силу. Судами апелляционной инстанции являются: районные суды, суды областного уровня, судебные коллегии Верховного Суда РФ (по гражданским делам, административным делам, Военная коллегия, апелляционная коллегия).

Апелляционное представление прокурора (как и апелляционные жалобы других участников) подается через суд, принявший обжалуемое решение. Законом установлены довольно жесткие требования к форме и содержанию апелляционных жалоб и представлений (ст.

322 ГПК). В случае несоблюдения этих требований жалоба (представление) может быть оставлена без движения или возвращена для пересоставления.

Полномочия прокурора, связанные с его участием в рассмотрении дела судом второй инстанции, обусловлены особенностями процедуры пересмотра обжалуемого судебного решения в апелляционном порядке. Своеобразие апелляционной процедуры состоит в том, что она представляет собой повторное рассмотрение дел по существу по правилам производства в суде первой инстанции с учетом ряда особенностей, предусмотренных гл. 39 ГПК. Прокурор (как и иные участники процесса) может представить новые, ранее не исследовавшиеся доказательства, на основе которых могут быть установлены новые факты.

В ходе рассмотрения дела в суде прокурор выступает с объяснениями по поводу обстоятельств дела.

И если основанием для рассмотрения дела судом апелляционной инстанции послужило представление прокурора, с объяснениями в судебном заседании он выступает первым.

Он, наряду с другим участниками процесса, участвует в исследовании имеющихся в деле доказательств и новых представленных суду доказательств. По завершении исследования доказательств прокурор выступает в судебных прениях в той же последовательности, в какой давал объяснения.

По итогам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции может обжалуемое решение суда первой инстанции оставить в силе, внести в него изменения, отменить, принять новое решение. Он может, отменив решение суда первой инстанции, прекратить производство по делу. Свое решение суд оформляет определением, которое вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступление решения суда в законную силу не препятствует его пересмотру, если допущенные судебные ошибки не были выявлены на предыдущих этапах гражданского судопроизводства.

Судебные решения, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся или новым обстоятельствам. Участие прокурора в рассмотрении дел судом кассационной инстанции. Согласно ст. 376 ГПК вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда РФ, могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, в том числе и прокурором.

Правом на обращение в суд кассационной инстанции с представлением о пересмотре судебного решения наделены не все прокуроры, а только:

  1. — прокуроры прокуратур областного уровня, которые вправе обращаться с представлением о пересмотре вступивших в законную силу постановлений в президиумы соответствующих судов областного уровня;
  2. — Генеральный прокурор и его заместители, которые вправе обратиться в любой суд кассационной инстанции.

Если основания для пересмотра вступившего в законную силу судебного акта в кассационном порядке установит городской (районный) и приравненный к нему прокурор, они обязаны с соответствующим представлением обратиться к прокурору субъекта РФ. Судебные решения могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу. Кассационными инстанциями являются: а) президиумы судов областного уровня; б) Судебные коллегии Верховного Суда РФ (по административным делам, по гражданским делам, Военная коллегия).

Кассационное представление должно соответствовать предъявляемым к нему требованиям, изложенным в ст. 378 УПК, в противном случае оно может быть возвращено судом без рассмотрения по существу.

В отличие от производства в суде первой и апелляционной инстанций суд кассационной инстанции принимает решение на основе изучения кассационного представления или кассационной жалобы, материалов, приложенных к ним, и материалов истребованного дела, по которому вынесено оспариваемое решение. Рассмотрение дела в кассационном порядке осуществляется судом в составе судьи-председательствующего и не менее двух судей.

В судебном заседании по рассмотрению кассационного представления прокурора (кассационной жалобы) участвуют заинтересованные в исходе дела лица, прокурор. Непосредственное участие в судебном заседании принимают:

  1. — должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора РФ — если дело слушается в соответствующей судебной коллегии Верховного Суда РФ (ч. 4 ст. 386 ГПК).
  2. — прокурор или заместитель прокурора прокуратуры субъекта РФ — если дело слушается в президиуме соответствующего суда областного уровня;

При рассмотрении представления в суде кассационной инстанции прокурор излагает доводы в обоснование своего представления, первым выступает после доклада дела председательствующим или членом суда. Основаниями к изменению или отмене судебных решений выступают их незаконность и необоснованность.

Участие прокурора в рассмотрении дел судом надзорной инстанции. 11адзорной инстанцией в настоящее время является только Президиум Верховного Суда РФ, который рассматривает в порядке надзора вступившие в законную силу судебные решения, указанные в ч. 2 ст. 391.1 ГПК. Судебные решения могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу.

Правом на обращение в Президиум Верховного Суда РФ с представлением о пересмотре ранее состоявшихся постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, наделены только Генеральный прокурор и его заместители.

При наличии оснований для оспаривания вступившего в законную силу судебного решения в порядке надзора прокурор субъекта РФ обращается с соответствующим представлением к Генеральному прокурору (его заместителю).

В Президиуме Верховного Суда РФ надзорное представление рассматривается коллегиально в составе судьи-председательствующего и не менее двух судей.

В судебном заседании могут принимать участие лица, чьи нрава и законные интересы затрагиваются обжалуемым судебным решением. В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ принимает участие Генеральный прокурор РФ или его заместитель.

Обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, ранее принятых по делу, доводы надзорных жалобы, представления докладываются судьей-докладчиком. Лица, участвующие в деле, их представители, если они явились в судебное заседание, вправе давать объяснения по делу. Прокурор, если дело слушается по надзорному представлению, объяснение в суде дает первым.

По результатам рассмотрения надзорного представления (надзорной жалобы), материалов, приложенных к представлению (жалобе), материалов истребованного деда Президиум Верховного Суда РФ принимает итоговое решение — постановление, которое подписывается председательствующим в заседании Президиума.

Близким по правовой природе и процессуальному значению к надзорному производству является пересмотр судебных решений, вступивших в законную силу, по вновь открывшимся или новым обстоятельствам. Вновь открывшимися или новыми являются такие обстоятельства, которые не были и не могли быть известны при вынесении судебного решения и которые, если были бы известны в ранее состоявшемся судебном разбирательстве, могли бы существенно повлиять на его ход и исход.

При обнаружении вновь открывшихся обстоятельств прокурор вносит представление о пересмотре обжалуемого решения в тот суд, который его вынес.

Представление прокурора (равно как и аналогичные заявления иных лиц) рассматривается судом с участием прокурора, других лиц, неявка которых не является препятствием для рассмотрения представления (заявления).

В судебном заседании прокурор обосновывает свое представление, предъявляя соответствующие доводы и аргументы.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+